премьера

Ассоль и море

Театр драмы закрыл сезон музыкальным спектаклем
Конфликт Ассоль с окружающими был показан нагляднее некуда
Конфликт Ассоль с окружающими был показан нагляднее некуда

Самарский театр драмы представил публике «музыкальную феерию» по знаменитым «Алым парусам» Александра Грина, поставленную литовским режиссером Раймондасом Банионисом на музыку Фаустаса Латенаса. Корреспондент «ВК» вышел со спектакля с противоречивыми чувствами, и у него на это, как поется в песне, пять причин.

Во-первых, такого мы еще не видели в театре драмы. Ставить мюзикл по произведению, возможно, самого влюбленного в море писателя худрук театра Вячеслав Гвоздков пригласил людей, которые с детства впитывали дух Балтики. И море в этом спектакле действительно живет. Литовский квартет - режиссер Раймондас Банионис, композитор Фаустас Латенас, художник Сергеюс Боцулло и хореограф Веста Раса Грабштайте - поработал на славу.  Да им и не впервой: в прошлом году они уже ставили «Алые паруса» в «Балтийском доме» в Санкт-Петербурге.
Оформляя спектакль, Сергеюс Боцулло использовал не так много предметов -  рыбацкие сети, канаты, бочки. Сначала с их помощью он помещает актеров в интерьер грязного кабака в рыбацкой деревне. А потом все это начинает раскачиваться, по кантам и лестницам, суетясь, карабкаются матросы, в зал дует вполне ощутимый ветер, на заднем плане открывается бездонная синева — и мы на корабле. Это очень ощутимо. Наравне с декорациями «работает» музыка Фаустаса Латенаса, композитора, знакомого многим российским театралам не только по работе в «Полковнике Птица» Вячеслава Гвоздкова, но и по спектаклям знаменитого литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса. Сочиненные им мелодии просты и напоминают все старое советское музыкальное кино сразу (видимо, так и задумано). А вот музыка, которая звучит фоном почти все время, похитрее. Подголоски, призвуки, прыжки из джаза в рок... То крики чаек, то скрип сосны. В эти нюансы хочется вслушиваться и вслушиваться. Во-вторых, веселые, динамичные и музыкальные массовые сцены. Азартная кабацкая драка в духе «Человека с бульвара Капуцинов». Настоящий шторм на корабле. Песня «злодея» Меннерса (особенно хорош он в трактовке Александра Марушева) - вообще образцовый мюзикловый хит. И ни одного «просто танцевального» движения. Все по делу, все работает на общую атмосферу. 

Режиссер очень много сделал, чтобы избежать впадения в односторонний пафос. Комические контрасты делают «Алые паруса» обаятельным спектаклем

В-третьих, хорошо поют. Поет Владимир Борисов, играющий отца Ассоль Лонгрена, поют играющие Ассоль Евгения Аржаева и Алина Костюк, поют Виталий Жигалин и Александр Марушев, играющие одного из самых колоритных персонажей, скрягу, циника и (судя по костюму) потенциального фюрера Меннерса. Поют и специально приглашенные на роль Грея  московские знаменитости  Андрей Белявский (исполнитель роли Квазимодо в мюзикле Notre Dame de Paris) и Алексей Секирин (играл Феба в том же мюзикле). Правда, когда эти звезды не поют, смотреть на них не очень интересно. Если в Грее Андрея Белявского еще чувствуется  какая-то спокойная мужская органика, то Грей Алексея Секирина, кажется, в разговорных эпизодах просто ждет, пока настанет его очередь петь. Ну а когда он поет, вспоминается миниатюра Евгения Гришковца «Я как Элвис Пресли». Впрочем, не в традициях ли это мюзикла - картинные жесты, преувеличения, восклицания?
В-четвертых: вот это мы не раз видели в театре драмы. Впрочем, сложнее сказать, где мы этого не видели. Вот только у Александра Грина этого нет нисколько. Нет легкой истеричности, с которой почти все современное массовое искусство преувеличивает эмоции, старается растрогать зрителя.  Кажется, режиссер всерьез раздумывал, не сделать ли Ассоль похожей на подростка из «новой драмы», навсегда выведенного из равновесия обществом, обиженного, нервного... Почему бы и нет, но в том-то и дело, что до конца по этому пути он не пошел. Хрестоматийный вопль обиженного современного подростка «Ну почему люди меня не понимают?!» в устах Алины Костюк и Евгении Аржаевой, играющих Ассоль в разных составах,  звучит как-то натянуто... Так же как и многие другие «слезные» сцены. Не потому, что актрисы плохо играют (играют-то хорошо), а потому что психологические надрывы а-ля «новая драма» тут невольно встают в один ряд с совсем другими приемами — с картинными жестами Греев, со стандартными до предела текстами песен, сочиненных автором сценической версии «Парусов» Эдуардом Гайдаем. И получается не приближение героев к современным людям, а подыгрывание слезливой истеричности воспитанного на сериалах зрителя. 
В-пятых… Но стоит ли задавать столько вопросов мюзиклу? Тем более что режиссер очень много сделал, чтобы избежать впадения в односторонний пафос. Комические контрасты и многозначность — вот, наверное, главный элемент, который делает «Алые паруса» очень обаятельным спектаклем. Бесподобен болтливо-суетливый, но такой живой, такой наивный спутник Грея Летика в трактовке Олега Белова. Заставляет зал держаться за живот от смеха потрясающе узнаваемая (и тоже очень обаятельная) Бабушка Людмилы Федосеевой, дающая Ассоль уроки светского обхождения с деревенскими алкашами... Приятно смотреть на азартную пару рыбаков — Иршат Байбиков и Дмитрий Зенчев. Старый музыкант Циммер Юрия Машкина — тут вообще самостоятельный психологический сюжет. Наконец, масса неожиданных деталей, вроде зацветшей корзины угольщика, которые постоянно меняют настроение зала, не дают угаснуть волне интереса. И конечно, в финале зрители встают. Вообще-то, в драме всегда встают: наша публика не любит сидеть, если кто-то рядом встал,  но здесь встают по-настоящему. И уносят из зала настоящее хорошее настроение. А мелодии звучат в голове еще долго. Чего же боле?

 

3

Последние статьи

все новости

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 31
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5