Из какого сора?

Камень у трех дорог

Начав в предыдущей колонке разговор о роли фольклорных сюжетов в нашей жизни, хочу продолжить тему, рассмотрев всем известный мотив камня у трех дорог. «Налево - коня потерять, направо — женату быть, прямо — убиту быть». Выбор кажется странным, но рискну утверждать, что других выборов в жизни просто не бывает, и поэтому про камень знают все. («Не говори потом, что тебя не предупреждали, сынок».)

Перед тем как выбирать, куда пойти, надо вспомнить, зачем вышел из дома. Эпизод с камнем мы встречаем и в сказках, и в былинах. В одном из самых распространенных сказочных сюжетов к камню приезжает герой, которого умирающий отец послал искать молодильные яблоки. То есть речь идет ни много ни мало о поиске противоядия от смерти. В былинах у героя немного другая миссия: бороться со злом, защищать родину. Таким образом, в обоих случаях герой вышел из дома, чтобы защищать жизнь и бороться со смертью. Что сделать, чтобы жизнь продолжилась, чтобы ее не «съела» смерть? Так стоит вопрос, только в сказке он касается меня и моих близких, в былине — народа и страны в целом.
 Теперь, зная, с каким вопросом герой вышел на дорогу, нам не составит труда прочитать, какие ответы предлагает ему и нам камень. «Потерять коня» — значит, попросту никуда не ехать, отказаться от поиска. Сказка и былина этот вариант рассматривают очень редко. Впрочем, можно вспомнить историю про вещего Олега, который как раз выбрал этот путь — пожертвовал конем, чтобы спастись от смерти, и, конечно, не спасся. Однако мы видим, сейчас вариант Олега становится все более популярным. Жить так, будто смерти вовсе не существует, — довольно популярная позиция, но сегодня не будем ее анализировать.
 Второй вариант интереснее - «женату быть». Казалось бы, причем тут женитьба? Но ведь именно так большинство людей отвечает на вопрос о смерти! «Весь я не умру» означает: «заведу детей, построю дом и распилю во имя этой цели дерево и несколько бюджетов». Что случается со сказочным героем, выбравшим этот вариант? Он подъезжает к симпатичному домику, где встречают две женщины — дружелюбная старушка и ее красавица-дочь. Они оказывают ему всяческие почести, кормят, поят и укладывают спать в кровать дочери. Прямо с кровати он и проваливается в подвал, где его держат взаперти и заставляют «молоть сырую рожь». Человек попадает в рабство к жене и теще - знакомый сюжет, да? Мне кажется, однако, что ситуация эта имеет отношение далеко не только к жизни затюканных мужиков из анекдота, приносящих домой не устраивающую никого получку и в ответ получающих скалкой по голове. Даже если с получки можно купить яхту, а жен — целый гарем, ситуация не меняется. Рабство — это труд по нужде, а не по желанию, за который нет награды. Если мы будем внимательны, то увидим, что любой труд «ради чего-то» - это именно такой труд. Работа не ради работы, а ради детей, ради денег, ради будущего — это всегда работа без награды, потому в будущем на самом деле только смерть. Дом в могилу не заберешь, жена рано или поздно превратится в старушку с переразвитыми навыками менеджера, а сын, которого ты послал искать лекарство от смерти, уехал, завел свою семью и нет ему дела до тебя.
 Что происходит с героем, отправившимся туда, где «убиту быть»? Теперь мы видим, что его выбор не так уж нелогичен — если ищешь лекарство от смерти, надо и ехать туда, где смерть. Мы видим, что приезжает он в то же самое место, к тем же двум женщинам. Это уже говорит о том, что дело не в ситуациях (они у всех одинаковые), дело в позиции. Наш герой не просит почестей, не объедается и не опивается, а спать ложится на лавку. И вот эта позиция каким-то образом позволяет ему разгадать, что женщины что-то замыслили, отхайдачить их железными прутьями и заставить выпустить на волю старших братьев, уже сидящих в подвале.
 В прошлый раз я уже пытался написать о том, что сказка говорит не о физической смерти, а о чем-то другом. Здесь становится понятен один из аспектов этого «другого». Выбравший «убиту быть» вовлечен в те же ситуации (работа, отношения и т.д.), но не надеется ничего приобрести, не прикрывается никакими целями. «Работай так, как будто тебе не нужно денег» - это, видимо, про него.
 Ну а что это за отношения такие, в которых бьют железными прутьями? Здесь надо вернуться к началу. Выехавший в путь, чтобы «женату быть», полагает, что отношения нужны для того, чтобы получить идиллию («за стол усадили, накормили, в постель положили»). Но абсолютно все сказочные сюжеты уверены в другом — мужчина и женщина нужны друг другу для того, чтобы узнать, что такое смерть. Быть убитым, потерять все представления о себе — это и есть «найти себя», быть инициированным (или выпущенным из подвала). Сказка описала довольно много методов, которыми мужчина и женщина помогают друг другу это понять — кроме битья железными прутами, есть еще огонь, мороз, голод, прыжки в кипяток, расчленение на части, непосильная работа и многое другое. Но об этом как-нибудь в другой раз.

 

45

Последние статьи

04 июня
03 июня
02 июня
01 июня
31 мая
30 мая
29 мая
28 мая

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 31
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4