тенденции

Год сквозь экран

Об итогах кинопроката в столице губернии
Встречи с актерами способствуют продвижению фильма, но не гарантируют ему коммерческий успех
Встречи с актерами способствуют продвижению фильма, но не гарантируют ему коммерческий успех

Зимние каникулы — самое важное время для традиционно начинающегося в декабре нового года кинопроката. В 2009-м интерес к развлекательному кино в мире не только не ослаб, а наоборот, разгорелся с новой силой. И Самара не была исключением.

Видимо, благодаря возможности уйти в мир иллюзий и отвлечься от проблем (которые, будем надеяться, остались в прошлом) кинематограф так и остается незаменимым «опиумом для народа». Сейчас он доходит до потребителя в разных упаковках. Многие предпочитают он-лайн-кинотеатр, благо, в распоряжении киноманов всегда есть богатые файлообменники. Но экономичная доступность интернет-ресурсов не вредит посещаемости кинотеатров. К примеру,  посещаемость «Киноплекса» за прошлый год выросла от 48 до 55 тысяч зрителей на один экран.
Кинотеатры готовы бороться за своего зрителя. В «Киномечте», например, помимо семи стандартных кинозалов, работают VIP-зал, кинобар и 3D-зал.
Зато здесь нет комфортных диванчиков - «мест для поцелуев») и некоторых других мелочей, которыми могут похвастаться «Киноплекс», «Киномост» и «КАРО Фильм». Впрочем публика часто выбирает кинотеатры по принципу «ближе к дому».
Поймать «звезду»
Для взыскательного зрителя настоящий праздник начинается, когда премьеру фильма сопровождает встреча с артистом или режиссером. И даже приезд известных в узких кругах звезд производит среди самарских зрителей эффект разорвавшейся бомбы. За прошедший год наиболее плодовитым на встречи со звездами экрана оказался «Киноплекс». Еще в феврале с премьерой «Любви в большом городе» сюда пожаловала героиня «Папиных дочек» Лиза Азамасова. Девчушка собрала полный зал, рассказывая о работе с Филиппом Киркоровым. Причем публика шла не столько смотреть фильм, сколько общаться со «звездой», а потом тискать ее в объятиях перед объективами камер. Такой же ажиотаж был и на майской премьере «Пути» с Иваном Кокориным. Его самарцы идентифицировали исключительно с жестоким Чугуном из «Девятой роты». Это весьма помогло «раскрутке» фильма.
«Раскрутке» способствуют и скандалы вокруг знаменитостей. Октябрьский визит Игоря Лифанова чуть не закончился дракой, которую слегка трезвый артист постоянно провоцировал. Но девушек, спешивших оказаться в объятиях актера, не отталкивал даже бронебойный перегар. Но привезенное вместе с Лифановым «Укрощение строптивых» успеха не имело.
Исключением, пожалуй, стал октябрьский визит Артура Смольянинова и Александра Ленькова в «Киномечту» - тогда премьера «Книги мастеров» обернулась интересной дискуссией между зрителями и артистами о современном кинематографе для детей. А Смольянинов даже преподал одному малышу урок фехтования. В общем, зачастую интерактив с артистами зрителям нравится больше, чем сами картины.  
Без «сарафана» - провал
По словам прокатчиков, успеху картины у зрителя способствуют два фактора: качественная реклама и внятный сюжет. Они создадут фильму хорошее «сарафанное радио», а обсуждаемое кино всегда вызывает интерес. На успех всегда могут рассчитывать фильмы исторические и фантастические, а также фильмы-катастрофы. В числе самых кассовых картин оказался «2012» - совпал с настроениями масс. Лучшим мультфильмом можно считать «Ледниковый период — 3», герои которого давно стали народными. Ожидаемые сиквелы «Сумерек», «Трансформеров» и «Гарри Поттера» неизменно пользовались успехом. Самарскому зрителю до сих пор интересны судьбы вампиров, роботов и чародеев. Зато от мутантов, судя по провалу лучшей части «Людей X», устали. Не прижился и «Звездный путь»: похождениями  капитана Джеймса Кирка, за которыми с 60-х следят в Америке, в Самаре мало интересуются.
Что же касается отечественного кинематографа, его великобюджетные попытки подстроиться под Запад провалились. Примером тому был еще «Обитаемый остров», которому не помогла даже хорошая реклама: менее 22 миллионов долларов в прокате от первой части (при 36,5 миллиона затрат), и 6 миллионов — от второй. Подобные потери понесла и «Запрещенная реальность», которой не помогли даже смазливый Игорь Петренко и достойный саундтрек «Смысловых галлюцинаций». В общем, превратить Стругацких и Головачева в блокбастер не удалось. Даже добросовестная экранизация «Тараса Бульбы» Владимира Бортко понесла ущерб в 9 миллионов долларов.
Не прошло и серьезное кино. Суровый «Царь» Павла Лунгина с последней ролью Олега Янковского и Петром Мамоновым не сильно заинтересовал публику, и уже в эти праздники перекочевал в телеэфир.
Судя по тенденции, зритель предпочитает зрелищные блокбастеры исключительно в американской упаковке. Отечественные вызывают скепсис. Но и кино, заставляющее думать, даже со звездами в главных ролях, интересует меньшинство. Что уж говорить о премьерах арт-хауса в «Ракурсе», где даже к культовым режиссерам вроде фон Триера и Китано охладел интерес. Предпочтение там отдается легковесным «короткометражкам» или забавным комедиям с Одри Хепберн.

Валерий Бондаренко, киновед и культуролог:
- Уходящий год был неплохой. Он свидетельствует, что в кинематографе в этом году наступил «рубеж веков», декаданс. Достаточно вспомнить «Антихриста» фон Триера, «Жажду» Чхана Вук Пака, «Пророка» Жака Одияра. Другое интересное явление возникло в отечественном кино. Если проводить исторические аналогии, на «Кинотавре» как направление заявила о себе группа режиссеров, которых можно назвать «рассерженные молодые люди». Они представили крайне жесткий кинематограф с мировоззрением, противостоящим тому, что показывают центральные телеканалы. Что же касается западного кинематографа, интересна картина «Повелитель бури» Кэтрин Бигелоу. Кстати, это супруга Джеймса Камерона, с которым, я думаю, они еще поборются за «Оскар». На примере «Аватара» заметно, что в современном кино можно сделать все, но сказать нечего.
Анонсы
2010 год на премьеры будет пестрым. Третья серия о вампирах из «Сумерек» и новый «Гарри Поттер» наверняка пройдут на ура. В «Шрэке навсегда», премьера которого запланирована на 20 мая, публике предстоит прощание с человечнейшим из людоедов: по словам авторов, это последняя серия. Из «игровых» экранизаций нас ждет культовый «Принц Персии» (27 мая).
Леонардо ди Каприо явит себя на экраны сразу в двух образах — посетителя «психушки» у Мартина Скорсезе в «Проклятом острове» и экстрасенса у Кристофера Нолана в «Начале». Из ожидаемых комедий - «Маленькие Факеры» с Беном Стиллером и де Ниро. Из ремейков - «Команда А» и «Кошмар на улице вязов»... Словом, нас снова будут  развлекать и веселить, но, кажется, бесповоротный переход к трехмерному изображению (который вроде бы обещал «Аватар» Джеймса Камерона) пока никто не планирует.
С российскими премьерами все предсказуемо — сплошные сиквелы: «Мы из будущего 2», «Любовь в большом городе 2»... Ну и, конечно же,  полнометражная «Наша Russia. Яйца судьбы». Ее начнут показывать уже 21 января.
Наконец-то зрители увидят продолжение «Утомленных солнцем» Никиты Михалкова. Фильм будет представлять собой дилогию, первую часть которой - «Предстояние» - приурочат к 65-летию Победы, а вторую - «Цитадель» - покажут только 4 ноября. Благодаря бюджету в 55 миллионов долларов картина стала самой дорогой за всю историю отечественного кинематографа.

 

1

Последние статьи

03 июня
02 июня
01 июня
31 мая
30 мая
29 мая
28 мая

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31