тенденции

Год сквозь экран

Об итогах кинопроката в столице губернии
Встречи с актерами способствуют продвижению фильма, но не гарантируют ему коммерческий успех
Встречи с актерами способствуют продвижению фильма, но не гарантируют ему коммерческий успех

Зимние каникулы — самое важное время для традиционно начинающегося в декабре нового года кинопроката. В 2009-м интерес к развлекательному кино в мире не только не ослаб, а наоборот, разгорелся с новой силой. И Самара не была исключением.

Видимо, благодаря возможности уйти в мир иллюзий и отвлечься от проблем (которые, будем надеяться, остались в прошлом) кинематограф так и остается незаменимым «опиумом для народа». Сейчас он доходит до потребителя в разных упаковках. Многие предпочитают он-лайн-кинотеатр, благо, в распоряжении киноманов всегда есть богатые файлообменники. Но экономичная доступность интернет-ресурсов не вредит посещаемости кинотеатров. К примеру,  посещаемость «Киноплекса» за прошлый год выросла от 48 до 55 тысяч зрителей на один экран.
Кинотеатры готовы бороться за своего зрителя. В «Киномечте», например, помимо семи стандартных кинозалов, работают VIP-зал, кинобар и 3D-зал.
Зато здесь нет комфортных диванчиков - «мест для поцелуев») и некоторых других мелочей, которыми могут похвастаться «Киноплекс», «Киномост» и «КАРО Фильм». Впрочем публика часто выбирает кинотеатры по принципу «ближе к дому».
Поймать «звезду»
Для взыскательного зрителя настоящий праздник начинается, когда премьеру фильма сопровождает встреча с артистом или режиссером. И даже приезд известных в узких кругах звезд производит среди самарских зрителей эффект разорвавшейся бомбы. За прошедший год наиболее плодовитым на встречи со звездами экрана оказался «Киноплекс». Еще в феврале с премьерой «Любви в большом городе» сюда пожаловала героиня «Папиных дочек» Лиза Азамасова. Девчушка собрала полный зал, рассказывая о работе с Филиппом Киркоровым. Причем публика шла не столько смотреть фильм, сколько общаться со «звездой», а потом тискать ее в объятиях перед объективами камер. Такой же ажиотаж был и на майской премьере «Пути» с Иваном Кокориным. Его самарцы идентифицировали исключительно с жестоким Чугуном из «Девятой роты». Это весьма помогло «раскрутке» фильма.
«Раскрутке» способствуют и скандалы вокруг знаменитостей. Октябрьский визит Игоря Лифанова чуть не закончился дракой, которую слегка трезвый артист постоянно провоцировал. Но девушек, спешивших оказаться в объятиях актера, не отталкивал даже бронебойный перегар. Но привезенное вместе с Лифановым «Укрощение строптивых» успеха не имело.
Исключением, пожалуй, стал октябрьский визит Артура Смольянинова и Александра Ленькова в «Киномечту» - тогда премьера «Книги мастеров» обернулась интересной дискуссией между зрителями и артистами о современном кинематографе для детей. А Смольянинов даже преподал одному малышу урок фехтования. В общем, зачастую интерактив с артистами зрителям нравится больше, чем сами картины.  
Без «сарафана» - провал
По словам прокатчиков, успеху картины у зрителя способствуют два фактора: качественная реклама и внятный сюжет. Они создадут фильму хорошее «сарафанное радио», а обсуждаемое кино всегда вызывает интерес. На успех всегда могут рассчитывать фильмы исторические и фантастические, а также фильмы-катастрофы. В числе самых кассовых картин оказался «2012» - совпал с настроениями масс. Лучшим мультфильмом можно считать «Ледниковый период — 3», герои которого давно стали народными. Ожидаемые сиквелы «Сумерек», «Трансформеров» и «Гарри Поттера» неизменно пользовались успехом. Самарскому зрителю до сих пор интересны судьбы вампиров, роботов и чародеев. Зато от мутантов, судя по провалу лучшей части «Людей X», устали. Не прижился и «Звездный путь»: похождениями  капитана Джеймса Кирка, за которыми с 60-х следят в Америке, в Самаре мало интересуются.
Что же касается отечественного кинематографа, его великобюджетные попытки подстроиться под Запад провалились. Примером тому был еще «Обитаемый остров», которому не помогла даже хорошая реклама: менее 22 миллионов долларов в прокате от первой части (при 36,5 миллиона затрат), и 6 миллионов — от второй. Подобные потери понесла и «Запрещенная реальность», которой не помогли даже смазливый Игорь Петренко и достойный саундтрек «Смысловых галлюцинаций». В общем, превратить Стругацких и Головачева в блокбастер не удалось. Даже добросовестная экранизация «Тараса Бульбы» Владимира Бортко понесла ущерб в 9 миллионов долларов.
Не прошло и серьезное кино. Суровый «Царь» Павла Лунгина с последней ролью Олега Янковского и Петром Мамоновым не сильно заинтересовал публику, и уже в эти праздники перекочевал в телеэфир.
Судя по тенденции, зритель предпочитает зрелищные блокбастеры исключительно в американской упаковке. Отечественные вызывают скепсис. Но и кино, заставляющее думать, даже со звездами в главных ролях, интересует меньшинство. Что уж говорить о премьерах арт-хауса в «Ракурсе», где даже к культовым режиссерам вроде фон Триера и Китано охладел интерес. Предпочтение там отдается легковесным «короткометражкам» или забавным комедиям с Одри Хепберн.

Валерий Бондаренко, киновед и культуролог:
- Уходящий год был неплохой. Он свидетельствует, что в кинематографе в этом году наступил «рубеж веков», декаданс. Достаточно вспомнить «Антихриста» фон Триера, «Жажду» Чхана Вук Пака, «Пророка» Жака Одияра. Другое интересное явление возникло в отечественном кино. Если проводить исторические аналогии, на «Кинотавре» как направление заявила о себе группа режиссеров, которых можно назвать «рассерженные молодые люди». Они представили крайне жесткий кинематограф с мировоззрением, противостоящим тому, что показывают центральные телеканалы. Что же касается западного кинематографа, интересна картина «Повелитель бури» Кэтрин Бигелоу. Кстати, это супруга Джеймса Камерона, с которым, я думаю, они еще поборются за «Оскар». На примере «Аватара» заметно, что в современном кино можно сделать все, но сказать нечего.
Анонсы
2010 год на премьеры будет пестрым. Третья серия о вампирах из «Сумерек» и новый «Гарри Поттер» наверняка пройдут на ура. В «Шрэке навсегда», премьера которого запланирована на 20 мая, публике предстоит прощание с человечнейшим из людоедов: по словам авторов, это последняя серия. Из «игровых» экранизаций нас ждет культовый «Принц Персии» (27 мая).
Леонардо ди Каприо явит себя на экраны сразу в двух образах — посетителя «психушки» у Мартина Скорсезе в «Проклятом острове» и экстрасенса у Кристофера Нолана в «Начале». Из ожидаемых комедий - «Маленькие Факеры» с Беном Стиллером и де Ниро. Из ремейков - «Команда А» и «Кошмар на улице вязов»... Словом, нас снова будут  развлекать и веселить, но, кажется, бесповоротный переход к трехмерному изображению (который вроде бы обещал «Аватар» Джеймса Камерона) пока никто не планирует.
С российскими премьерами все предсказуемо — сплошные сиквелы: «Мы из будущего 2», «Любовь в большом городе 2»... Ну и, конечно же,  полнометражная «Наша Russia. Яйца судьбы». Ее начнут показывать уже 21 января.
Наконец-то зрители увидят продолжение «Утомленных солнцем» Никиты Михалкова. Фильм будет представлять собой дилогию, первую часть которой - «Предстояние» - приурочат к 65-летию Победы, а вторую - «Цитадель» - покажут только 4 ноября. Благодаря бюджету в 55 миллионов долларов картина стала самой дорогой за всю историю отечественного кинематографа.

 

1

Последние статьи

20 октября
19 октября
18 октября
17 октября
16 октября
15 октября
14 октября
11 октября

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31