СЦЕНА

Израильский театр рассказал Самаре о главном

«Мисторин» – созидающий форму
Что бы ни писали театральные критики, передать впечатление от спектакля «Цар Цура» словами невозможно
Что бы ни писали театральные критики, передать впечатление от спектакля «Цар Цура» словами невозможно

Два вечера подряд в театре «Камерная сцена» гостили коллеги из Израиля. По приглашению культурно-просветительского общества «Миграш» в Самару впервые приехала театральная группа «Мисторин», показавшая спектакль «Цар Цура» – в переводе с иврита «Созидающий форму».

Но вначале было слово. На сцену вышла Юлия Гинис и на чистейшем русском языке сказала несколько слов о своем театре. Она имеет на это право, потому что сама его создала и руководит им по сей день, выполняя, кроме того, обязанности режиссера, художника и дизайнера. «Мисторину» всего пять лет, но он уже многое успел: показал свое искусство на театральных фестивалях в Сербии, Румынии, Армении, Финляндии, Польше, Эфиопии, Буркина Фасо и Того. В Самару он приехал, уже побывав на Международном фестивале уличных театров в Архангельске, Новгороде и Москве. Их первый спектакль, поставленный Юлией вместе с мужем Яаковом Синичкиным, оказался понятен в разных странах мира, хотя в нем говорят и поют на иврите. Но язык театра гораздо шире и по-своему уникален. Это язык движения человеческого тела, язык музыки, масок, света и тьмы. Он полон поэтических образов, мыслей и значений, понятных людям, говорящим на любом языке и немного знакомых с Библией.
А потом бил большой барабан. Он бил долго, пока не возникла земная твердь и вода, и завывание ветра, и свет дня, и щебетание птиц, и рычанье зверей, и шелест змей… И как венец творения – первый человек, тщедушный, простоватый Адам, из ребра которого появилась лукавая кокетка Ева. И первый танец, который они танцуют, неожиданно оказался латиноамериканским «Ча-ча-ча», хотя Америку тогда еще не открыли. Но Создатель уже разошелся и под звуки вальса предъявил первой земной парочке Древо познания и соблазна. И они вкусили от плода сего. И познали радость любви и боль ее, за что были изгнаны из Эдема. И муки рождения первенца. И тяжесть труда ради хлеба насущного. И от них пошел и стал быть род людской, которому мы все принадлежим, независимо от языка, на котором говорим, и цвета глаз, которыми созерцаем этот мир. Потому что мы – Человечество. В этом и заключается главная мысль спектакля – красочного, пластичного, музыкального; создающего настроение и пробуждающего мысль.
Одна канадская газета написала об этом так: «Захватывающие…преобразования своих корней в историю Создания, разворачивающуюся прямо перед нашими глазами в величественный и мистический путь. Одна из самых уникальных трактовок истории Эдемского сада из когда-либо написанных или осуществлявшихся. Каждая деталь удивительно простой истории, и каждое движение великолепно отражают суть древних библейских текстов в этом прекрасном действии, передающем тайну Бытия».
Но что бы ни писали театральные критики, передать впечатление от спектакля «Цар Цура» словами невозможно. Это надо видеть. Мастерскую работу режиссера Юлии Гинис; декорации и костюмы – ее же, Ноа Абенд и Жени Капицкой; отточенное актерское исполнение Даны Форер, Лиора Ав Шалома, Ива Эйлина, Авива Пинса и Михаила Магарика. Слышать оригинальную музыку Даниэля Синайского и древние еврейские песни в обработке Йегуды Лазаровича. Кстати, по фамилиям артистов легко отличить бывших граждан СССР от коренных израильтян, что и подтвердилось вчера на пресс-конференции в Доме журналиста. Был дан ответ и на другой, волновавший некоторых, вопрос: «Мисторин» – профессиональный театр или любительский? Программный директор общества «Миграш» Яна Берман пояснила, что в Израиле очень мало репертуарных театров, получающих незначительные дотации из госбюджета. Большинство же существует на общественных началах. Как правило, часть актеров в каждой труппе имеет специальное образование, часть его не имеет. А уж насколько они профессиональны – решает сцена и зритель. Других критериев нет. В «Мисторине» такая же картина. Что касается «профессионализма», то есть качества спектакля «Цар Цура», и его по пятибалльной шкале можно оценить на пять с плюсом. Хотя он идет меньше часа, но лучше многих в двух действиях с антрактом.

 

3

Последние статьи

23 августа
22 августа
21 августа
20 августа
19 августа
16 августа
15 августа

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4