выставка

Поэт природы и города

Самарцы знакомятся со всеми гранями творчества Аркадия Маврычева

В галерее «Виктория» на днях открылась большая выставка живописи и графики Аркадия Маврычева. В своих работах в узнаваемых реалиях города и природы художник с восточным мироощущением заново открывает и созерцает первозданную красоту мира.

 

Работы Маврычева удивляют зрителя в первую очередь цветовыми сочетаниями, игрой света и тени. Что бы ни изображал художник, закат солнца над рекой или улочки ночного города, всюду он колористически точно передает мимолетное настроение, лирику уходящего момента. Он делает это с такими теплом и простотой, что индустриальные объекты в его работах утрачивают ту отчужденность, которую привык в них видеть городской житель, а природные явления обретают изначальную привлекательность. Человек же в этюдах Маврычева («Перевозчик», «Лесная нимфа») становится прозрачным, как бы растворяясь в природе или превращаясь в точку городского космоса.
  К сожалению, полное романтики и радости созерцания творчество художника - выходца из города Павлова Нижегородской губернии по сей день остается без должного внимания. Но на своей малой родине Аркадий Маврычев хорошо известен и давно признан классиком. В выставочном зале Павлова 10 января ежегодно, начиная с 1989-го, традиционно проводятся выставки его работ.
  Жизнь Маврычева бедна событиями, но полна напряженной творческой работы. Родился в 1924-м, в 18 лет ушел на фронт. Пройдя испытания Великой Отечественной, окончил Горьковское художественное училище. С 1953-го по 1956-й преподавал рисование в школах Смоленска и Павлова. Здесь же в 1957-1984 годах в местном художественно-ремесленном училище воспитывал будущих «собратьев по кисти». Становление Маврычева как художника пришлось на 60-е: отсюда характерный для его работ юношеский оптимизм, ряд сквозных индустриальных образов и вера в научно-технический прогресс. Художник всегда оставался преданным родному городу. Он не только писал картины с реалиями Павлова, но и создал герб, Обелиск на Дальней круче, участвовал в реконструкции парка Дворца культуры. По проектам Маврычева выполнены сотни тысяч памятных значков и медалей. Художника давно нет, но его колоритная и неугомонная творческая натура продолжает жить в его творениях.
  Сын Аркадия, Александр (ныне — самарский архитектор), благодаря которому выставка состоялась, вспоминая отца, до сих пор удивляется его работоспособности: «Он все время что-то писал. Так как у него не было мастерской, он работал в квартире. Нас там было трое детей. Чтобы мы не мешали, утром он всех выгонял из дома и приступал к работе. Пока мы гуляли, он ставил три ведра с водой, готовил из яиц и растений краски, доставал кисти и писал. Поскольку в то время был дефицит материалов для живописи, отец использовал все, что попадалось под руку: бумагу, картон от почтовых посылок, обои, мел. Накануне в поисках материала он уходил рано утром. В обед возвращался и приносил с собой еще и эскизы. После обеда работа продолжалась. Как вы знаете, темпера, которой он любил писать картины, быстро высыхает. И у отца на то, чтобы уловить и запечатлеть красками нужный образ, было всего 15-20 минут. Порой в поисках состояния гармонии он писал один сюжет по семь-восемь раз в день. Так продолжалось несколько дней. Потом из 30-40 вариантов субботним утром он отбирал на его взгляд наиболее совершенный».
  Сотрудники галереи «Виктория» отобрали из объемного наследия автора наиболее достойные работы, представляющие разные стороны творчества Маврычева. Экспозиция проработает до 30 сентября. 16 сентября, чтобы еще раз привлечь внимание к фигуре и творчеству неоднозначного художника, галерея «Виктория» проведет в контексте его выставки дискуссию на тему «Ценность наследия советского искусства».
 
 

3

Последние статьи

23 мая
22 мая
21 мая

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2