Услуги

Виртуальная переписка

Почта готова помочь населению наладить контакт с властями через интернет

«Почта России» готова выступить оператором оказания государственных услуг населению в электронном виде. Впрочем, это направление еще только развивается, и условия для полноценного оказания таких услуг должны быть созданы в 2011 году. Но и участники процесса, и эксперты уверены в том, что без «Почты России» здесь не обойтись.

Благое намерение
Генеральный директор ФГУП «Почта России» Александр Киселев заявил, что почта планирует через собственную инфраструктуру оказывать государственные услуги в электронном виде. Учитывая низкий уровень компьютеризации населения в регионах, и особенно в сельской местности, ФГУП намеревается предоставлять услуги в почтовых отделениях по принципу «одного окна» - через так называемые пункты коллективного доступа (ПКД) в интернет. ПКД имеются почти в половине почтовых отделений страны. И уже к концу нынешнего года предполагается переоснастить часть таких пунктов для оказания госуслуг. 
«Говорить конкретно о количестве переоснащаемых ПКД пока еще рано, - пояснила «ВК» директор Управления федеральной почтовой связи Самарской области – филиала ФГУП «Почта России» Нина Фитисова. - В настоящее время речь идет лишь о том, что заинтересованным ведомствам на совещании в министерстве экономического развития РФ по вопросам взаимодействия с «Почтой России» поручено разработать нормативно-правовую базу и механизмы финансирования, а затем запустить пилотное внедрение проекта в нескольких регионах РФ».
По программе «Электронное правительство», которая с 2011 года заменит федеральную целевую программу «Электронная Россия», предусматривается оказание порядка 46 госуслуг, которые могут осуществляться в электронном виде. Этот перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 25 июня 2009 г № 872-р. А на днях Правительство России одобрило план Минкомсвязи РФ по переходу федеральных органов исполнительной власти на оказание госуслуг в электронном виде, согласно которому перечень расширяется до 74 позиций. В итоге у россиян появится возможность через интернет регистрироваться по месту жительства и в качестве предпринимателя получать лицензии, выписки, справки и другие документы, ставить на учет автотранспорт, платить штрафы и пошлины.
Дело будущего
Но есть важное уточнение. Эти государственные услуги можно будет получать в электронном виде лишь с момента создания соответствующей информационной и телекоммуникационной инфраструктуры. В том числе обеспечивающей возможность использования электронной цифровой подписи. Согласно распоряжению, условия для осуществления госуслуг должны быть созданы к 2011 году.
Но у участников процесса и сторонних наблюдателей имеются сомнения относительно реальности этих сроков. «По большому счету имеющиеся планы выглядят достаточно расплывчатыми, сроки начала работы электронного правительства уже срывались, - считает ректор учебного центра ФИНАМ Ярослав Кабаков. - Существует риск, что инвестиции, выделенные на проект, в очередной раз будут освоены без какого-то заметного прямого результата. В итоге, пункты коллективного доступа на почтовых отделениях будут развиваться, а вот доступ через них к государственным услугам будет ограничен – и здесь самому ФГУП сложно что-то поделать. Кроме того, активное использование государственных услуг через сеть должно предполагать применение электронной цифровой подписи, которая слабо развита даже в частном бизнесе, а чиновники в плане технологий отстают от него на несколько лет».
Между тем, как сообщается на сайте Минкомсвязи, министерство планирует внести поправки в закон об электронной подписи. Предполагается реализовать более мягкий вариант электронной подписи. По замыслу, гражданам, запросившим у какого-либо ведомства сведения общего характера, где не будет присутствовать финансовая отчетность, достаточно будет воспользоваться логином и паролем, а также адресом электронной почты.
От жалоб – к услугам
«До сих пор граждане России через интернет могут только пожаловаться, а получение услуг – очень ограничено», - сетует Ярослав Кабаков. Летом правительство утвердило постановление о создании информационной справочной системы – единого портала государственных и муниципальных услуг в интернете. Сначала на сайте можно будет найти информацию об услугах, потом должна появиться возможность скачивания бланков, затем технические возможности расширятся до подачи заявлений, а в перспективе – и до получения услуги в электронном виде.
В Самарской области такая работа также ведется. Зарекомендовал себя региональный социальный портал министерства здравоохранения и социального развития Самарской области. Через интернет-приемную сайта областного правительства гражданин может в электронном виде обратиться с вопросом в любой орган исполнительной власти и орган местного самоуправления. На сайтах ведомств размещаются бланки различных заявлений. 
К концу нынешнего года Управление ГИБДД ГУВД по Самарской области совместно с департаментом управления делами губернатора и правительства области должны завершить работу по развитию системы электронного правительства Самарской области для организации защищенного доступа жителей губернии к данным автоматизированной информационно-поисковой системы (АИПС) УГИБДД.
«В результате автомобилисты получат возможность найти персональную информацию о совершенных  административных правонарушениях по линии ГИБДД, об административном производстве и фактах оплаты штрафа за административное правонарушение. Автовладелец может заполнить квитанцию на оплату штрафа, распечатать или отправить на свой электронный адрес. Оплатив квитанцию с индивидуальным штрих-кодом в банке, автомобилист больше не должен подтверждать факт оплаты. Мы со своей стороны должны получить технические возможности, чтобы связать события, например, нарушение, и платеж», - такое разъяснение дал начальник регионального отдела информационного обеспечения ГИБДД Алексей Волков.
Доступ автомобилистов к информации будет осуществляться через региональный социальный портал министерства здравоохранения и социального развития Самарской области. Как через интернет, так и посредством сети общедоступных терминалов «интернет-киоск» Минздравсоцразвития области.
По расчетам специалистов областного управления ГИББД и управления формирования электронного правительства, этими услугами воспользуются до 200 тысяч человек, то есть пятая часть автомобилистов губернии.
За и против
«Чем больше будет операторов для предоставления доступа в интернет, тем лучше. Это может быть не только «Почта России», но и другая столь же разветвленная структура», - считает Алексей Волков.
Уже сейчас количество услуг, которые оказывает ФГУП «Почта России», исчисляется десятками. Это не только почтовые, но и финансовые услуги, в почтовых отделениях даже можно купить товары народного потребления. «Если говорить конкретно об оказании государственных услуг, то почта имеет большой опыт взаимодействия с Федеральной миграционной и налоговой службами, с таможенной службой, с Пенсионным фондом РФ, - рассказала Нина Фитисова. - Помимо доставки пенсий и пособий населению на почте можно отправить налоговую декларацию в налоговые органы, миграционные уведомления о привлечении для трудовой деятельности иностранных граждан. Помимо этого с 2009 года через «Почту России» можно отправить документы для поступления в любой вуз страны». Здесь речь идет о традиционном способе отправки документов – в конверте.
«Нередко для решения тех или иных вопросов с органами государственной власти жителям небольших городов и сел приходится ехать в региональный или районный центр, где общение с чиновниками разных инстанций может занять несколько недель. Поэтому принцип «единого окна» – потенциально высоко востребованное решение», - считает Ярослав Кабаков. 
Ключевым преимуществом «Почты России» самые разные эксперты называют уникальную инфраструктуру, охватывающую большую часть населенных пунктов страны, в том числе в удаленных районах, где, по сути, нет каких-то других федеральных игроков.
Для ФГУП оказание госуслуг может оказаться выгодным. «Потенциальная выгода от участия в проекте заключается в увеличении трафика, который создает возможности для продажи дополнительных услуг. Возможен и прямой рост дохода – как от платы за оказание услуг, так и в виде непосредственной компенсации части затрат от государства, а также получения процента от услуг по уплате различных сборов, - такой расклад представил ректор учебного центра ФИНАМ. - Вряд ли здесь можно будет говорить о высокой рентабельности, но в плане наращивания выручки эффект может быть позитивным».
Впрочем, у почты могут возникнуть и проблемы с реализацией этого проекта. «Наверное, основным препятствием для развития «Почты России» как значимого элемента инфраструктуры оказания государственных услуг могут стать инертность и даже сопротивление со стороны чиновников. Далеко не все представители государственной и муниципальной властей готовы отказаться от части своих бюрократических возможностей. Они могут затягивать принятие решений, возвращать документы, как некорректно заполненные, чтобы вынудить гражданина на прямой контакт, который, по сути, будет сводить к реализации коррупционной составляющей властных полномочий», - полагает Ярослав Кабаков.
Проблемой для населения являются и очереди в почтовых отделениях в дни выдачи пенсий и пособий. «На сегодняшний день эта проблема решается следующим образом, - сообщила Нина Фитисова. - Существует график выдачи по нумерации домов с 5 по 25 число, согласованный с областным отделением ПФР».
КОММЕНТАРИЙ
Ярослав Кабаков, ректор учебного центра ФИНАМ:
- Доступ к государственным услугам через интернет значительно упрощает функционирование «Почты России» как элемента инфраструктуры оказания государственных услуг.
В частности, можно снизить затраты на консультантов, поскольку необходимые подсказки пользователь сможет получить непосредственно в интернете. Кроме того, существенно ускоряется доставка информации, и потенциально получение реакции от ответственных за решение соответствующего вопроса чиновников. При этом оффлайновая составляющая работы почтовой службы все равно останется достаточно заметной. Хотя бы потому, что значительная часть старшего поколения, да и молодежь в сельской местности, не имеют достаточных навыков использования персонального компьютера.

1

Последние статьи

06 декабря
05 декабря
04 декабря
02 декабря
30 ноября
29 ноября

Архив Экономика и бизнес

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4