Персона

Сергей Каныгин стал лучшим гусляром России

Хранитель народного наследия
Сергей Каныгин стал лучшим гусляром России
Сергей Каныгин стал лучшим гусляром России

На всероссийском конкурсе «Хранители народного наследия» в подмосковном Красногорске, который проходил в честь Дня независимости России, высшую награду получил музыкант Волжского народного хора Сергей Каныгин.

Биография Сергея Каныгина с раннего детства связана с музыкой. Музыкантами были его родители, определившие его будущее: музыкальная школа, музучилище, Волжский русский народный хор, в котором он работает до сих пор. Даже в армии рядовой Каныгин служил по музыкальной части. И вот на конкурсе «Хранители народного наследия» он получил первую премию в составе оркестра «Виртуозы Самары» за исполнение собственного сочинения «Песнь о гуслярах» на стихи Игоря Кобзева.

- Расскажите немного о конкурсе.
- Это был всероссийский фестиваль, проходивший 12 июня сразу на нескольких площадках. Участников было очень много из разных регионов страны, были и приглашенные из ближнего зарубежья  – украинские и белорусские музыканты. Нагрузка на жюри выпала колоссальная, но оно с честью выдержало испытание.
- Вы тоже его выдержали. Рассчитывали на такой итог?
- Вообще-то, нет. В моей номинации было очень много сильных исполнителей.
- Какая это номинация?
- Условно ее можно назвать «Народный вокал». Я пел и аккомпанировал себе на гуслях. Первым номером – свою «Песнь о гуслярах», вторым – русскую народную песню «Колокольчики, бубенчики».
- Собственный аккомпанемент помогает петь?
- Скорее, мешает. Вокалист должен держаться прямо, а гусли требуют внимания, приходится наклоняться.
- Но именно так пели народные гусляры, о которых ваше сочинение…
- Они не смотрели на струны, к тому же многие из них были слепыми.
- Вы же по образованию скрипач. Почему решили сменить инструмент?
- Верно, музыкальную школу я окончил по классу скрипки у Аллы Лебедевой, которая и сегодня работает в оркестре нашего театра оперы и балета. Потом два года в музыкальном училище учился играть на гобое...
- Почему же вы решили взять в руки такой редкий инструмент?
- Все инструменталисты хотят как-то выделиться среди своих коллег. А мне помог еще и случай. Когда мы готовились к поездке в Канаду, руководство поручило мне освоить гусли, и я за неделю это сделал.
- За неделю? Там же 17 струн, в отличие от скрипки, где их всего четыре.
- Гусли в оркестре используются как аккомпанирующий инструмент, на котором играют аккордами.
- Разновидностей гуслей много. У вас какие?
- Гусли звончатые. Вроде бы простой инструмент, но играть на нем сложнее, чем на скрипке.
- Вы упомянули гастроли в Канаде. Когда это было?
- Если мне не изменяет память, в 1992 году. За месяц мы объехали с концертами много городов. Мне часто приходилось солировать, в том числе на гуслях. Даже в подтанцовках участвовал... Приходили на наши концерты, в основном, эмигранты, но были и коренные канадцы, интересующиеся русской культурой. Принимали очень хорошо
- В каких странах вы еще выступали?
- В США мы объехали несколько штатов, преимущественно, где живут мормоны. Часто бывал в Германии, где выступал с немецким ансамблем донских казаков. Я по телефону с руководителем этого ансамбля разговаривал. Он немец, но хорошо говорит по-русски. Так вот он усомнился, что я пою басом. У вас, говорит, по тембру, скорее, баритон. Ну, я взял пару низких нот - он согласился.
- Басы сегодня в цене. А вы всегда пели в этом регистре?
- Нет, не всегда. В ансамбле Советской Армии я даже тенором пел по приказу начальства.
- А дома вы тоже поете, играете на гуслях?
- Обязательно, ни одного дня без песни.
- Жена не возражает?
- Она тоже поет и тоже в нашем хоре, где мы и познакомились.
- Какая музыка вам ближе?
- Во-первых, конечно, народная. Это неисчерпаемый кладезь. Во-вторых, музыка советских композиторов, которые, несмотря на «застой», написали очень много хороших песен, которые, по существу, тоже стали народными благодаря выдающимся исполнителям... Время - лучшее жюри.
- После успеха на конкурсе вы не собираетесь выступить с сольным концертом?
- Собираюсь, в ноябре, возможно, в филармонии. Это будет концерт в двух отделениях, с оркестром под управлением молодого талантливого дирижера Ивана Мельникова, который аранжировал все мои сочинения. Для участия в концерте приглашен баянист из Москвы. Подробнее говорить пока не буду – артисты суеверны.
- В ближайшее время на новый конкурс не собираетесь?
- Пока нет. Я на этот счет активность не проявляю. Меня наш директор Владислав Метелица все подталкивает.
 

16

Последние статьи

20 февраля
19 февраля
18 февраля
17 февраля

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4