гастроли

А по Волге вниз теплоход...

...с водевилями и песнями
Водевиль «Свадьба, свадьба, свадьба» поставлен так, как ставили 30 лет назад и раньше
Водевиль «Свадьба, свадьба, свадьба» поставлен так, как ставили 30 лет назад и раньше

В понедельник теплоходом «Карл Маркс» в Самару прибыл Малый театр. Один из старейших театров России приплыл с благотворительными гастролями — к 65-летию Победы ветеранам показали спектакль «Свадьба, свадьба, свадьба» и концерт оркестра Малого театра.

Вслед за фронтовыми бригадами
День в Самаре был расписан поминутно: прибытие, возложение цветов к Вечному огню, пресс-конференция с участием областного министра культуры Ольги Рыбаковой, творческая встреча, концерт, спектакль, отплытие. И так в каждом городе. До Самары Малый побывал в Ярославле, Костроме и Казани, впереди — Саратов, Волгоград, Нижний Новгород, Иваново и Плес.
Артисты отправились из Москвы 31 мая, чтобы за три недели проплыть вниз по Волге и обратно с бесплатным спектаклем для ветеранов, приуроченным к тому же к Чеховскому юбилею. Параллельно, когда на одной площадке играют «Свадьбу, свадьбу, свадьбу» по водевилям юбиляра, на другой дает концерт оркестр Малого театра (уникальное явление — оркестр при драматическом театре). Этот проект, поддержанный губернаторами поволжских городов, — одно из событий акции «Малый театр — Великой Победе!». Война застала артистов Малого на гастролях в Гомеле, и спонтанные фронтовые бригады возникли буквально 22 июня: актеры читали стихи на вокзалах и в колоннах солдат. За войну труппа дала тысячи концертов — в окопах, госпиталях, на аэродромах, кораблях...
«Даже зимой артисты выходили на сцену — на два составленные вместе грузовика — в концертных костюмах!» - рассказывал самарцам актер Александр Клюквин. В 1943 году театр собрал миллион рублей, на эти деньги  построили эскадрилью из 12 штурмовиков, на каждом из которых было написано: «Малый театр — фронту».
Благотворительная поездка по Волге продолжает ту военную традицию, хотя таких подвигов от артистов уже не требуется.

Вновь на той же сцене
Был для Самары в этих гастролях еще один важный момент: через 16 лет на сцену Самарского театра драмы вновь вышла Елена Харитонова - когда-то ведущая молодая артистка в труппе Монастырского, теперь народная артистка России, актриса Малого театра. Елена Германовна просто расплылась в улыбке, когда корреспондент «ВК» обратился к ней с вопросом. Самара для нее по-прежнему важна: «Когда теплоход подплывал, на меня напала дрожь. Это так волнующе... Те семь лет, которые я провела в Самаре, были для меня невероятно счастливыми — это юность, молодость, огромное количество работы, замечательный режиссер, прекрасные актеры... У меня много друзей в Самаре — вот сидит один из них, Александр Александрович (Амелин. — К.А.). Я не представляю, как сегодня совершенно в ином качестве выйду на сцену самарского театра, потому что у меня уже сейчас руки трясутся. Самарские годы и правда были лучшими».
Кстати, Щепкинское училище при Малом театре окончила не только Харитонова, но и нынешние актеры труппы драмтеатра — Владимир Борисов, Александр Амелин, Жанна Романенко. И сотрудничество с именитым московским театром продолжится, пообещала министр культуры Ольга Рыбакова.

Ах, водевиль
Спектакль «Свадьба, свадьба, свадьба» представлял собой довольно архаичное зрелище. Штатный режиссер театра В.Н. Иванов (так в программке) поставил чеховские водевили так, как это сделали бы и 30 лет назад, и много раньше. Подробные достоверные декорации – деревянная беседка, плита с дымящей трубой, плетеные кресла, кружевная скатерть. Никакой особенной режиссуры, немудреные актерские приемы. Но публика не очень знает сюжет «Предложения» и «Медведя», поэтому смотрит «с чистого листа» и с удовольствием, благо, истории Чехов прописал веселые. В «Предложении» пришедший свататься помещик Ломов так увязает с невестой в спорах о Воловьих Лужках и чья собака лучше, что чуть было все не расстраивает. Очень интересный молодой артист Глеб Подгородинский в этой роли отчаянно переигрывает, то и дело спотыкается и падает, изображая больного помещика. Невеста Наталья Степановна (О.Г. Жевакина) орет, чуть что не по ее.
В «Медведе» помещицу Елену Ивановну Попову, заперевшуюся дома после смерти гулящего мужа, но внезапно вышедшую за первого появившегося мужчину, играет как раз Елена Харитонова. Выглядит актриса по-прежнему прекрасно.
Тут нужно учесть, что хотя у Малого сегодня слава хранителя традиций (какая слава – отдельная тема для беседы не в этом контексте), не все спектакли театра напоминают этот грубовато отесанный водевиль – есть в репертуаре и Сергей Женовач, и Адольф Шапиро… Однако гастроли рассчитаны на немолодого зрителя, и собравшемуся на благотворительный показ залу как раз чего-то такого и хотелось, так что тут в театр камень не кинешь.

Приготовьте носовые платки
Странное сочетание – война и романтика, и все же они неразлучны, как жизнь и смерть. Романтики Великой Отечественной войны было немало в песнях, которые звучали в Самарской филармонии. Это был подарок ветеранам от оркестра Малого театра под управлением заслуженного артиста России Владимира Семкина и артистов, исполнивших песни военных лет. Ведущий, народный артист России Александр Клюквин, задал тон концерту рассказом о том, как воевал Малый театр.
О войне, о солдатской дружбе, о любви к женщинам, которые умели ждать, пели в этот вечер артисты и молодые, и убеленные сединами. А зрители украдкой доставали носовые платки, когда заслуженный артист России Борис Невзоров исполнял песню Анатолия Новикова на стихи Льва Ошанина «Эх, дороги». А народная артистка России Ирина Муравьева, встреченная бурными аплодисментами, просто покорила зал проникновенным исполнением песен «Враги сожгли родную хату» Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского и «Если б не было войны» Марка Минкова на стихи Игоря Шаферана. Зрители долго не отпускали ее со сцены, наградив овациями и цветами. Но не только о грустном пели артисты. Война оставила нам и неожиданно веселые, даже лихие песни, вроде «Потому, потому, что мы пилоты…» из кинофильма «Небесный тихоход», которую с большим чувством исполнил во втором отделении Борис Невзоров. И лирические, как «В парке Чаир» Константина Листова, позвучавшая без слов в исполнении оркестра. Не обошлось и без задорной «Ах, Самара-городок» в виде подарка гостеприимному волжскому городу.

 

5

Последние статьи

25 июня
24 июня
22 июня
20 июня
19 июня
18 июня

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4