увлечения

По ту сторону монитора

Самарские мастера виртуальной реальности рассуждают о реальном мире
На конкурсах по написанию музыки в реальном режиме времени Сергей Косов не раз брал призовые места
На конкурсах по написанию музыки в реальном режиме времени Сергей Косов не раз брал призовые места

Как часто компьютер заменяет нам действительность? Думается, что за последние годы наше виртуальное время увеличилось в несколько раз. Кто-то часами бродит по всемирной паутине, кто-то «рубится» в «стрелялки», кто-то сидит в «аське», а кто-то в блогах обсуждает проблемы поколения Next. Однако есть и те, кто создает всю эту виртуальную красоту, ставшую для нас уже привычной. Это композиторы, 3-d-художники, разработчики игр... Сегодня нашими собеседниками стали самарские представители новых интернет-профессий.

«Я врубаю свой комп и не вижу проблем, меня окружает электронный Эдем», - эти слова из песни группы Lumen, наверно, применимы к каждому, кто имеет дело с виртуальным миром. Нажал кнопку «вкл», пробежался пальцами по «клаве» и отключился от повседневности. Но за всем тем, что составляет виртуальный «пейзаж», который мы видим и слышим, стоят реальные люди. И пока мы наслаждаемся компьютерным раем, они непрерывно что-то творят, придумывают, улучшают. Для них виртуальная реальность - одновременно хобби и работа, заниматься которой они стали еще во времена, когда не было четырехъядерных процессоров, как сейчас.
С сэмплом по жизни
Композитор Сергей Косов российским фанам электронной музыки  больше известен под ником MmcM, который давно стал брендом. Собрав в 1990-м с помощью друзей свой первый компьютер ZX-Spectrum 128 с музыкальным сопроцессором, Сергей стал... сочинять мелодии. Оттолкнувшись от звукового ряда сопровождавшего любую серьезную видеоигру того времени, он перешел к созданию самостоятельных композиций. Сергей быстро влился в самарскую культуру демосцены - направления компьютерного искусства, которое заключается в создании на сюжетного видеоряда, синхронизированного с музыкой в реальном времени. Типовая работа выглядит как компьютерный видеоклип. Эффект от ее просмотра обеспечивала музыкальная дорожка. В считанные годы композитор-самоучка создал лучшие образцы мелодий для «демок» и интро — так называются главные жанры демосцены. В команде с графиками и художниками из Самары Сергей принимает участие на всероссийских фестивалях  компьютерного искусства Di:Halt и Chaos Constructions, где неизменно занимает призовые места. Кстати, каждый такой фестиваль представляет собой колоритное зрелище: толпа людей собирается в огромном ангаре или кинотеатре, где и разворачивается основное действо. В полумраке это выглядит таинственно: множество голов над светящимися мониторами и дружный стук клавиш. Сергей вспоминает, как в 2000-м году вместе с программистом Михаилом Востриковым они покорили северную столицу, «взяв» на конкурсе «4к интро» первые места: «Мы прихватили с собой «исходники» кусков будущей работы и дописывали свои произведения глубокой ночью прямо в Питере. А уже на следующий день мы проснулись знаменитыми. А в дополнение к победе в 4к, я еще занял первое место как композитор». Четыре килобайта машинного кода (это эквивалентно двум стандартным страницам текста) ребята умудрились вместить столько красивых эффектов и музыки, что соперники долго изумлялись: «Невозможно!». Освоив технологию создания сэмплов (отдельных звуков из которых формируется музыка на компьютере), Сергей на одном дыхании сочиняет композиции: последний трек он записал за пять часов — рекордный для композиторов-«электронщиков» срок. А музыкальный стиль Сергея легко узнают его поклонники. Сейчас начинающие электронные композиторы берут у него уроки. «Я открыл свою станицу в сети интернет www.mmcm.ru, выложил все свои музыкальные работы в онлайн и постоянно общаюсь там с людьми которые открывают для себя компьютерное творчество. У меня появилась идея написать маленькую документацию — советы для начинающих, - признался Сергей, - чтобы поделиться профессиональными секретами работы». В перспективе у маэстро электронной музыки из Самары — создание видеоуроков. Это очень популярный формат подачи информации в сети Интернет, позволяющий доходчиво и кратко доносить материал для интересующихся.
Анимания
Таким же самоучкой, как и Сергей, начинал в свое время и Станислав Харламенков, только его увлечение тесно связано с 3-d-графикой.
В 2003 году одноклассник показал ему 3-d-иллюстрацию с изображением морского кораблика. Тогда-то Станислав и влюбился  в это дело. За несколько лет полностью освоил технологию и стал творить на компьютере свои собственные миры. Знакомых Станислава особенно впечатляют футуристические сцены битв, пейзажи, иллюстрации к online-играм. Как выяснилось, для создания одного такого 3-d-рисунка знания программ и богатого воображения мало: нужна еще эрудиция. Так, работая над эскизом «Меч огня», Станислав изучил оригинальную средневековую гравюру с мечом, а для «Пирамиды» специально познакомился с древнеегипетской архитектурой. Впрочем, любимая тема рисунков Станислава — научная фантастика. Здесь ему нет равных.
Коллега Станислава - Алексей Мелькин, начинал как геймер. Но, познакомившись с компьютерной графикой, стал делать в «фотошопе» постеры для друзей, которых «склеивал» со знаменитостями, роскошными авто и пейзажами, создавал значки для Windows, обои для рабочего стола и даже добавлял собственную графику в некоторые игры. Сейчас Алексей увлекается анимацией, короткометражные образцы которой и создает. Ко всему прочему, оценивает работы своих коллег и пишет на них рецензии.    
Для Алексея, как и для Станислава, виртуальная реальность из увлечения превратилась в дело жизни. «Для меня мир виртуальный есть придаток мира реального, - признается Алексей. - А не наоборот. Сегодня очень многие реализовывают себя только в сети. Это проще. В Интернете ты можешь взять себе другое имя, скрыть свою внешность или вовсе выдать себя за кого-то другого. Игры придают этому маскараду окраску и динамичность. Грустно смотреть на современную интернет-молодежь, которая даже общаться толком не умеет. Я сам часто появляюсь на различных форумах и провожу много времени за компьютером, но это не мешает мне делать вылазки на природу, встречаться с друзьями, читать книги...». И все же компьютер для 3-d-художников — то же, что для живописцев — кисть.
«Компьютер и программа, точно так же, как кисти, краски и карандаши, - считает Станислав. - всего лишь инструмент, за которым стоит человек». 
Для многих компьютерная графика стала первым серьезным увлечением, но в основную профессию не превратилась. Так, программист по образованию Анастасия Штырбу создавала одно время для известного сайта 2-d-анимацию к компьютерным игрушкам: иллюстрации, фоны, образы героев вроде прыгающего цветочка, летающего шарика. Одну «игрушку», подобие Zoom, Анастасия полностью придумала сама: слепила персонажей из пластилина, сфотографировала в разных ракурсах, а из фото  смонтировала анимацию. «Игрушки получались странные, - призналась Анастасия, вспоминая свой первый опыт. - Даже не знаю, кого они заинтересуют». Опыты с компьютерной графикой ее не удовлетворили, и прежнее занятие пришлось оставить.
К сожалению, многие мастера виртуальной реальности – это люди своего круга общения, «тусовки», у них, как правило, нет, а секреты своего искусства они в основном постигают самостоятельно.
Сидячий спорт
Среди ярых почитателей виртуальной реальности есть особый тип людей, превращающих свое увлечение компьютером в спорт, точнее — в киберспорт. Ребята не просто коротают время за прохождением модных «игрушек» вроде StarCraft и WarCraft, но соревнуются за звание самого быстрого и сообразительного стратега. Конечно, это звание стоит многих часов напряженных тренировок – если можно так назвать долгое сидение перед монитором и кликанье мышью. Лучшие игроки объединяются в команды, которые и выступают на различных кибертурнирах. Наиболее известная самарская команда - Binifactor. Ребята уже не первый год участвуют в отборочных турах чемпионата по киберспорту - World Cyber Games, который проводится как на всероссийском, так и на международном уровне. Пока, правда, никто из Binifactor больших вершин не покорил, но для самарских геймеров киберспорт - нечто большее, чем просто решение логических задач и истребление виртуальных монстров. «Киберспорт нас объединяет, - говорит член команды Максим Щеглов. - Он помогает извлекать из компьютерных игр практическую пользу, учит работать в команде, добиваться поставленной цели».
Сегодня в виртуальной реальности, как и в реальной жизни, каждый сам выбирает, кем ему быть: игроком, художником, спортсменом... Благо  технологии позволяют. К тому же в виртуальном мире легко можно сделать то, что сдерживают общественные предрассудки. Только где та грань, на которой заканчивается свобода мира вымышленного и начинаются рамки реального?        

5

Последние статьи

23 мая
22 мая
21 мая

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1