премьера

Не американская мелодрама

Любительский театр: просвещать или выживать?

Пока самарские театры неспешно возвращаются из отпусков, похвистневское Театрально-творческое объединение «Сад» уже открыло сезон премьерой. Для нашего корреспондента показанные театром «Эти свободные бабочки» по пьесе Леонарда Герша стали хорошим поводом оценить, в каком положении оказалась культура за пределами областного центра в кризисное время.

В малом зале театра-студии «Сад» аншлаг. В нынешних условиях, по словам художественного руководителя театра Алексея Якиманского, это не такое уж маленькое достижение. Слово «кризис» давно перестало быть пустым для жителей Похвистнева, многие из которых сейчас в вынужденных отпусках.
В таких условиях 80-100 рублей за билет в театр - достаточно серьезная трата.
«Картошка в этом году уродилась чуть больше гороха, — расскажет потом Алексей Якиманский. - Но ее не только выкапывают, но и активно воруют. Так что выбор в эти дни у артистов серьезный: или репетиция, или картошка».
Частью вопреки, а частью благодаря этим сложностям «Сад» в этому году трудится как никогда ударно, дав себе лишь месяц летних каникул. Это любительский театр! Что делать - надо зарабатывать деньги, бюджет муниципалитета не резиновый. 
«В этому году у нас «план» -  самостоятельно заработать 612 тысяч, - делится Алексей Якиманский. -  Половину уже заработали. Вот и догадайтесь, как мы это сделали при том, что в большом зале у нас всего 60 мест, а средняя цена билета на взрослый спектакль — 80 рублей».
Поскольку театральной публики в Похвистневе вообще немного, приходится «крутиться»: например, ездить по области. Но большая часть районных ДК сейчас гостям не рада — сельское население не хочет тратить на билеты ни копейки. Остается завлекать немногочисленных похвистневских театралов все новыми премьерами, производя их с необычайной для любительского театра скоростью. «Эти свободные бабочки» стали второй премьерой 2009 года, предыдущий спектакль театр выпустил в  конце апреля.

Мы и они
Пьеса «Эти свободные бабочки» американца Леонарда Герша — образец хорошей мелодрамы, не претендующей на то, чтобы «навеки остаться в истории драматургии». Слепой от рождения юноша (в виденном корреспондентом «ВК» составе актеров его играет Максим Максимов) решил рискнуть пожить самостоятельной жизнью и сделать карьеру музыканта. Еще в пьесе есть мама героя (Лариса Ибрагимова), отчаянно боящаяся за сына, и обитательница соседней квартиры, мечтающая стать актрисой (Ирина Лашманова). Она очарована отважным юношей и хотела бы поддержать его, но боится - вдруг он привяжется к ней сильнее, чем она к нему?  Слишком большая ответственность становиться обидчиком инвалида, так что стоит ли связываться? Тем более что рядом так кстати оказывается наглый продюсер (Артем Педе), готовящий сомнительные, но весьма громкие театрально-порнографические проекты. О развитии сюжета, учитывая жанр пьесы (мелодрама), нетрудно догадаться.
Посмотреть на произведение Герша можно как минимум с двух точек зрения. Можно увидеть в нем сентиментальную сказку о жителях Нью-Йорка и отличный материал для  «антрепризы для домохозяек», а можно постараться отодвинуть экзотику на задний план и «вытащить» довольно точно прописанную психологическую историю. По этому пути и пошел похвистневский театр. Благо, совпадение возрастов у актеров и героев почти идеальное. Ларисе Ибрагимовой не нужно долго входить в положение мамы, переживающей за начинающего самостоятельную жизнь сына, а Максим Максимов и Ирина Лашманова и в жизни находятся в положении людей, выбирающих дорогу в будущее. Актеры настолько убедительно показывают, что рассказываемая со сцены история - «про нас», что когда примерно на 10-й минуте главный герой представляется английским именем - это звучит как шутка. Грань между сценой любительского театра и жизнью, возможно, и должна быть очень тонкой. В конце концов, для чего  актеру-любителю после работы идти на репетицию, как не из желания прожить какие-то варианты судьбы, которые слишком накладно проверять на себе в жизни?
Так что количество параллелей между происходящим на сцене и за ее пределами просто зашкаливает. Надолго ли актеры,  играющие молодых людей, приехавших из провинции в Нью-Йорк, сами задержатся в Похвистневе, где работы нет, а единственный театр — тот, в котором они играют? Тема же полупорнографического театра и вовсе звучит зловеще. Ситуация выбора между легким успехом в сомнительных шоу и серьезной работой без ясных перспектив уж точно знакома и похвистневскому, и всем российским театрам. 
После спектакля руководитель театра с печалью сказал, что, конечно, в выборе для постановки этой мелодрамы есть уступка вкусам местной публики, основную часть которой составляют женщины, воспитанные на телесериалах. И все же при этом «Сад» впору ставить в пример иным театрам из областного (да и федерального) центра, которые давно без всякой печали уступили вкусам «образованной элиты» гораздо больше...
Перспективы?
В целом, в похвистневском театре не унывают и готовят следующую премьеру — спектакль «Russian dream» по пьесе Евгения Носова «Дон Педро». Речь в ней идет отнюдь не о «благородных донах», а о наших пенсионерах. Наконец, «Сад» собрался на международный фестиваль самодеятельных театров в литовский город Рокишкис — за свои, честно заработанные деньги. А в конце ноября Похвистнево примет третий Открытый фестиваль любительских театров — уникальное для нашей области мероприятие, на которое ждут любительские театры не только со всей России, но и из Литвы, Голландии, Латвии и Эстонии...
 

Последние статьи

20 октября
19 октября
18 октября
17 октября
16 октября
15 октября
14 октября

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6