ритейл

Точка отсчета

В регионе налаживают отношения сетей и производителей
Выстроенные отношения торговых сетей и местных производителей скажутся на ассортименте товаров
Выстроенные отношения торговых сетей и местных производителей скажутся на ассортименте товаров

В Самарской области завершилось формирование нормативно-правовой базы по регулированию торговли. Теперь ее многие проблемы будут решаться быстрее, в том числе одной из актуальных тем для работы остается улучшение взаимодействия торговых сетей и местных производителей.

Исходные условия
 Проблема доступа местных товаропроизводителей к полкам крупных торговых сетей обсуждается в регионе достаточно давно, хотя до 2009 года вопросы регулирования торговой деятельности в полной мере законодательно не решались. Только в конце 2009 года появился профильный федеральный закон «Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ», одной из главных целей которого стало создание равных возможностей для производителей, поставщиков и розничных торговых сетей.
 Впрочем, еще до этого областное министерство экономического развития, инвестиций и торговли предложило организациям сетевой торговли, работающим в регионе, наладить взаимодействие с местными производителями и присоединиться к положению «О порядке доступа отечественной сельскохозяйственной продукции в торговые сети», разработанному и подписанному общероссийской Ассоциацией компаний розничной торговли и Союзом независимых сетей России. К примеру, в соответствии с ним компании не взимали с производителей небрендированной отечественной сельхозпродукции «входные» бонусы и плату «за полку». Руководители 22-х сетей, работающих в регионе, присоединились к нему. Минэкономразвития региона провело ряд крупных совещаний по проблемам поставок местных товаров с руководителями организаций торговли, поставщиков и производителей, на которых обсуждались проблемы отрасли. По информации министерства, принятые меры привели к положительным результатам, в том числе позволили повысить долю областной продукции на полках торговых сетей, а региональным производителям и переработчикам сельхозпродукции стало легче со сбытом готовой продукции.
 Проводимый ведомством в августе 2011 года анализ присутствия местной продукции в торговых сетях области свидетельствует о том, что наибольшую долю в ней занимают такие товары, как масло сливочное, молоко питьевое, хлеб и хлебобулочные изделия, колбасные изделия. Фактически, весь ассортимент скоропортящейся продукции доставляется в магазины от региональных компаний.
 По данным ведомства, сегодня в числе основных розничных операторов, формирующих структуру регионального потребительского рынка, состоят: ООО «Любимый магазин», ООО «ТД «Миндаль», ООО «ШЭД» (сеть магазинов «Посадский»), ООО «Элит» (сеть магазинов «Элит», «Пчелка» и «Карамель»), ООО «МПР «Меркурий», группа компаний «Остап» и другие.
 Крупнейшими представителем федеральных и международных розничных торговых сетей на территории Самарской области являются «Компания «X5 Retail Group» (сеть магазинов «Перекресток», «Карусель», «Пятерочка+»), ЗАО «Тандер» (сеть магазинов «Магнит»), «Ашан», «О Кей», «МЕТРО» и другие.
 Кроме того, развиваются сети, ориентированные на производство и продажу собственной продукции: «У Палыча», Tidbit, «Цыпочка», «Фабрика качества», «Кинельские колбасы».
 Проблемные моменты
 Однако, разумеется, все сложности с принятием федерального законодательства не кончились. Как отмечают в министерстве, одной из причин отсутствия местных компаний, производящих другую продукцию, можно назвать недостаточный объем производства товаров, готовых к реализации в сетях. Сетевая торговля предъявляет к ним ряд требований, в том числе - по объемам и регулярности поставок, наличию качественной упаковки товара, штрих-кода и ряд других. «Проблема «вхождения» в значительной мере актуальна при доступе в федеральные сети розничной торговли, для региональных сетей она менее актуальна, так как областные предприятия сами заинтересованы в расширении присутствия на полках местных поставщиков, имеющих минимальные затраты на доставку», - отмечают в министерстве. В регионе тем временем завершилось формирование региональной базы в сфере госрегулирования торговой деятельности, приняты соответствующий областной закон, приказы министерства по этой теме, а также в августе утверждена «Программа развития торговли в Самарской области на 2012-2015 годы». Все это должно способствовать более оперативному решению проблем этого сектора и развитию розничной торговли. Кроме того, эти вопросы планируется рассмотреть 29-30 сентября в Самаре на втором Межрегиональный конгрессе руководителей организаций торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
 

Михаил Котов,  исполнительный директор ООО «Вега»:
 - Государство должно регулировать торговую деятельность и ряд других важных моментов. Однако речь должна вестись не только о проблеме доступа местных производителей на полки крупных торговых сетей, а о целом комплексе других важных нерешенных проблем. Очень важны вопросы ценообразования, особенно цен на топливо, на энергоресурсы, затраты на которые - в себестоимости продукции. И это сказывается не только на ценнике в магазине на тот или иной товар, но и на интересе самого предпринимателя вести деятельность.
 Анатолий Гонтарь,  член комитета по промышленности, связи и торговле Самарской губернской думы:
 - Мы на комитете рассматривали вопросы развития торговли неоднократно. Я участвовал в работе над законом «Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ». Государство не должно оставаться в стороне, а обязательно регулировать торговую деятельность. Нельзя отдавать все на откуп только рынку. Например, продажа того же алкоголя очень выгодна, но нельзя допускать, чтобы молодежь могла его приобретать в любое время дня и ночи. Мы и запретили продажу алкоголя ночью.



 

Последние статьи

все новости

Архив Власть и политика

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2