технологии

ИТ в розницу

Отечественный рынок информационных технологий будет расти за счет домашних пользователей
Спрос на компьютер со стороны российских домохозяйств будет расти. Во многих семьях имеющаяся техника уже морально устарела, а в некоторых еще никогда не было компьютера
Спрос на компьютер со стороны российских домохозяйств будет расти. Во многих семьях имеющаяся техника уже морально устарела, а в некоторых еще никогда не было компьютера

Основной объем российского рынка информационных технологий приходится на домашних пользователей. Таков вывод аналитической компании IDC. В компании прогнозируют, что в ближайшей перспективе расходы на информационные технологии в России будут расти в среднем на 11,6% в год.

Активный подъем
 По данным аналитической компании IDC, объем российского рынка информационных технологий по итогам нынешнего года может увеличиться на 13,3% по сравнению с показателем 2010 года, который составил 23 млрд долларов. Аналитики предполагают, что наибольший темп роста покажет сегмент ИТ-услуг – более 20%. 15% прироста ожидается в сегменте программного обеспечения, а третье место займет сегмент оборудования.

 «Расходы домашних пользователей на ИТ-услуги составляет менее 1% бюджета, но поскольку раньше домохозяйства на ИТ-услуги вообще ничего не тратили, рост может оказаться значительным»


В IDC прогнозируют, что с 2011 по 2015 год расходы на информационные технологии в России будут расти в среднем на 11,6% в год. И в 2015 году достигнут 41,1 млрд долларов. Кроме того, наблюдается устойчивая тенденция к опережающему росту ИТ-инвестиций в компаниях розничной торговли и в банковском секторе.
Эксперты IDC ожидают, что среднегодовой темп роста рынка «облачных» услуг в России превысит 100%, и к концу 2015 года его объем составит более 1,2 млрд долларов. Пока в России доля «облачного» ПО существенно ниже, чем в Европе или США. Аналитики рынка считают, что это связано с тем, что пока не везде есть возможность дешевого и бесперебойного доступа в Интернет. И распространение в России более дешевого мобильного Интернета плюс дальнейший рост популярности мобильных устройств (смартфонов, планшетов, нетбуков) будет стимулировать использование уже развитых «облачных» сервисов и способствовать развитию новых.
 Кроме того, в России распространено предубеждение, что облачные технологии небезопасны, например, в случае хранения корпоративных данных в «облаке» к ним может получить доступ компания-провайдер данного сервиса.

Повышение доступности
 По данным IDC, основной объем российского рынка информационных технологий приходится на домашних пользователей. По приблизительной оценке ИА «ТАСС-телеком», корпоративный сектор обеспечивает 20-40% доходов компаний-провайдеров. Корпоративный сектор уступает частному в расходах на информационные и коммуникативные технологии (ИКТ) – соответственно 45% против 55%.
Аналитик УК «Финам Менеджмент» Анна Зайцева считает, что более высокий рост в розничном секторе связан с тем, что спрос на компьютеры (и другие устройства, с помощью которых можно пользоваться Интернетом и играть в игры) со стороны российских домохозяйств еще не насыщен. «Во многих семьях еще никогда не было компьютера, в тот время как бизнес пользуется компьютерами уже давно и в основном лишь обновляет существующий парк устройств», – отмечает эксперт.
На сегодняшний день интернет-проникновение в России, согласно различным последним измерениям, составляет около 40%. Так, по данным фонда «Общественное мнение», Интернетом пользуется 51 млн россиян в возрасте старше 18 лет. По итогам прошлого года рост уровня проникновения составил около 18%, что на 2% меньше показателя 2009 года.
 При этом широкополосный доступ в России доступен пока только для 20% домохозяйств. Для сравнения: в европейских странах этот показатель в среднем в 2,5-3 раза выше. Аналитики рынка полагают, что на текущем этапе сегмент широкополосного доступа, несмотря на стремительный рост в последние несколько лет, все еще находится скорее на начальном этапе становления.
«Активное развертывание сетей ШПД является основным драйвером увеличения проникновения. При этом наиболее высокая динамика роста формируется именно на региональных рынках. Мы полагаем, что развитие ШПД в среднесрочной перспективе будет продолжаться высокими темпами, при этом наиболее «сильную» динамику будут демонстрировать региональные рынки. Так, по данным исследования компании «Яндекс», в 2010 году подавляющую долю прироста аудитории российского Интернета обеспечили региональные рынки – более 90% новых пользователей живут за пределами двух столиц. По данным «Яндекса», только за 2010 год аудитория Интернета в регионах увеличилась на 5,8 млн человек», – сообщает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.
Сколько в среднем тратят на ИТ-услуги домашние пользователи? «Бюджет домашних пользователей на ИТ-услуги составляет менее процента общего бюджета домохозяйства (в среднем расходы на связь составляют не более 3%), однако, поскольку раньше домохозяйства на ИТ-услуги вообще ничего не тратили, то рост может оказаться вполне значительным», – поясняет Анна Зайцева. По ее словам, для домашних пользователей ИТ-услуги – это установка аппаратного и программного обеспечения (например, DSL-модема), тренинги, а также, сервисы, которые пользователи получают на своих любимых WWW-сайтах.

Оправданные расходы
 По затратам корпоративного сектора на ИКТ Самарская область по итогам 2010 года занимает девятое место в России и первое место в Поволжском федеральном округе – с результатом 9922,9 млрд рублей. Таковы данные информационного агентства «ТАСС-телеком». При этом занимающую второе место в ПФО республику Татарстан Самарская область опережает на 20%. В среднем по стране расходы корпоративного сектора ни информационные и коммуникативные технологии (ИКТ) в 2010 году увеличились на 16%, достигнув показателя 511,8 млрд рублей. В Самарской области рост составил 19,7%.
В «ТАСС-телеком» главными потребителями ИКТ-продуктов называют финансовые структуры (16,1 %), на втором месте собственно телекоммуникационные структуры (13,1%), третьи по этому показателю – органы государственного управления (11,4%). Их доля будет увеличиваться, особенно в ходе реализации программы «Электронное правительство».
А по данным IDC, после домашних пользователей наиболее активными потребителями ИТ-услуг являются предприятия транспортного, коммуникационного и энергетического секторов. Также значительным по объему является также сегмент рынка, который составляют органы власти, структуры образования и здравоохранения.
По расчетам генерального директора Консалтинговой группы «ДСТС Финанс Консалтинг» Дмитрия Цибизова, расходы бизнес-структур на ИТ-услуги составляют в среднем от 1% до 15% в общем бюджете компании. И по сравнению с другими статьями расходы на ИТ-услуги занимают 4-5 место.
«Расходы «просто на ИТ, чтобы было» – не оправданы, – подчеркивает эксперт. – Как и к любым закупкам, к закупкам ИТ необходимо тоже подходить с умом. Важно проанализировать цели внедрения ИТ-решения, предлагаемую стоимость, оценить аналогичные решения от других производителей. Дело в том, что многие ИТ-решения можно во многих случаях заменить более дешевыми аналогами. Например, любимый многими пакет Microsoft Office, который стоит несколько тысяч рублей, вполне легко заменяется пакетом OpenOffice, который не просто дешевле, а вообще бесплатен. При этом функционал OpenOffice для подавляющего большинства задач – достаточен».

Экономия неуместна
 Но есть статьи, на которых не стоит экономить. «Другой пример – это ИТ решения, позволяющие автоматизировать бизнес-процессы, например CRM-системы (системы управления взаимоотношениями с клиентами). С помощью таких систем можно очень плотно и удобно работать с клиентской базой и получать дополнительный доход, оказывая услуги точно, в срок, и предлагая дополнительные услуги, которые клиента могут заинтересовать. Здесь важно проанализировать имеющиеся на рынке предложения и выбрать наиболее удобный вариант, и экономить на этом я бы не рекомендовал – все таки это фактически вложения в доход», – предупреждает Дмитрий Цибизов.
Еще один важный аспект, на который эксперты не рекомендуют компаниям жалеть вложений, – это защита данных.  В частности, как было заявлено на прошедшем недавно традиционном итоговом мероприятии «Лаборатории Касперского», в области защиты корпоративных пользователей сложилась парадоксальная ситуация – они защищены хуже, чем персональные пользователи и более уязвимы даже для крайне примитивных атак. «Причинами этого парадокса является то, что если для каждого персонального пользователя уровень его защиты определяется только в зависимости от тех мер, которые предпринимает он сам, то уровень защиты любой организации определяется по наиболее «слабому» звену», – говорится в материалах «Лаборатории Касперского». Эксперты компании отмечают, что российские предприятия и ведомства все чаще становятся объектами целевых атак. Причем пока наиболее выражены атаки против различных государственных структур, а также научно-исследовательских институтов. Атаки связанные с промышленным шпионажем относительно редки, а информация о них остается без публичного оглашения. Но по прогнозам специалистов «Лаборатории Касперского», в 2012 году целевые атаки на крупные корпорации и правительственные структуры, а также научно-исследовательские институты дойдут до России в полной мере. По словам главного антивирусного эксперта «Лаборатории Касперского» Александра Гостева, «основную группу риска в нашей стране составят компании нефтегазовой отрасли, энергетики, а также сектора тяжелого машиностроения, инжиниринга и добывающей промышленности».

1

Последние статьи

23 сентября
15 сентября
14 сентября
12 сентября
06 сентября
04 сентября
03 сентября
30 августа
28 августа
23 августа
21 августа
20 августа
17 августа
16 августа

Архив Рынки

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1