музыка

«Соловей» на берегах Волги

В Самаре на открытом воздухе прозвучала симфоническая музыка
Концерт собрал слушателей не меньше, чем рок-фестивали, что обычно проходят у «Ладьи»
Концерт собрал слушателей не меньше, чем рок-фестивали, что обычно проходят у «Ладьи»

25 августа у памятника «Ладья» при содействии городской администрации прошел концерт лауреата премии «Грэмми» Екатерины Лехиной. Обладательница уникального сопрано исполнила в сопровождении симфонического оркестра Самарской филармонии под управлением Михаила Щербакова произведения отечественных и зарубежных классиков. Судя по бурным овациям и радости зрителей, идея симфонического концерта под открытым небом оказалась удачной.

 

Интенсивная подготовка
 Симфоническую музыку и классическую оперу в живом исполнении самарская публика привыкла слушать в концертных залах, где обычно собирается узкий круг ценителей этого вида искусства. В минувший четверг возможность приобщиться к классике предоставили всем, причем совершенно бесплатно. И не в академической театральной обстановке, а на фоне живописных волжских просторов, где музыка звучала и воспринималась совсем иначе. Эффектнее и более впечатляюще.
 Этого концерта ждали давно. С идеей его проведения глава города Дмитрий Азаров выступил еще в феврале на встрече с Екатериной Лехиной в рамках презентации проекта «Самарские бренды». Концерт планировался на декабрь в закрытом помещении. Но неожиданно его перенесли на август. Екатерина приехала накануне в Самару из Москвы, где сейчас проживает. 23 августа она приступила к репетициям с симфоническим оркестром филармонии и дирижером Михаилом Щербаковым. Выступать с этим коллективом ей предстояло впервые, но у молодой солистки, давно работающей на контрактной основе со множеством известных европейских театров, уже накоплен богатый опыт общения с разными оркестрами, и найти общий язык с самарским коллективом проблем для нее не составило. «Самое трудное – первая репетиция, – делилась накануне выступления Екатерина. – Оркестр слушает певца, а певец – оркестр. Оба привыкают к голосу, темпу и манере исполнения друг друга. Это всегда проверка баланса». На следующий день у «Ладьи» стали возводить сценическую конструкцию. На ней Лехина с дирижером и оркестром обосновались в четверг днем. К тому времени программа была составлена, музыкальные номера отработаны, оставалось провести саунд-чек. Проходившая днем мимо «Ладьи» публика была сильно удивлена, слыша доносившиеся со сцены фрагменты симфонической музыки. Больше всего музыканты и солистка волновались за погоду, но с ней повезло: на небе до и во время концерта не было ни облачка.
 Звуки, а также развешанные по всему городу огромные плакаты с анонсом концерта и словом «Грэмми» привлекли публику. Еще задолго до начала слушателей собралось не меньше, чем на любой из рок-фестивалей, которые обычно проходят в этом месте. Только серьезный вид снующих за сценой оркестрантов «при параде» с громоздкими барабанами, контрабасами да мечтательный взгляд стоявшего у подножия Михаила Щербакова напоминали, что в этот вечер должно произойти нечто выбивающееся из формата. В одной палатке возле сцены кто-то из музыкантов еще настраивал инструменты, из другой доносилось сопрано распевающейся Екатерины Лехиной. Туда уже поспешал с двумя букетами прибывший к началу концерта, чтобы поприветствовать солистку, Дмитрий Азаров.
 Почетные гости давно заняли сидячие места перед сценой, публика всех возрастов «обтекла» оставшееся пространство. Роль конферансье исполнял заместитель директора филармонии Евгений Козлов. На сцену вышла в розовом платье с блестками Екатерина Лехина. Демонстрируя богатство вокальных данных и природный артистизм, она перевоплощалась то в хрупкую Снегурочку из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка», то в кокетливую Линду из оперы Доницетти «Линда ди Шамуни», то во властную Шамаханскую царицу из «Золотого петушка» Римского-Корсакова. В паузах между ее выступлениями оркестр играл известные произведения классической музыки: «Вальс цветов» Чайковского, «Половецкие пляски» Бородина, «Славянский танец №2» Дворжака. Отлично настроенный звук, что, кстати, большая редкость на самарских фестивалях под открытым небом, помог ансамблю передать неповторимую атмосферу, а публике расслышать все нюансы классических композиций.
 Путь к «Грэмми» и полька в эпилоге
 Музыкальные номера перемежались с рассказами Евгения Козлова о премии «Грэмми», вехах жизни и творчества Екатерины Лехиной. Исполнительница, родившаяся в семье инженера и рабочего, с детства проявляла интерес к музыке. Уже в детском саду ни один праздник не обходился без ее сольного выступления. Еще девочке нравилось фигурное катание, и в какой-то момент она задумалась над вопросом: что ей ближе, спорт или музыка? Но мама сразу определила, к чему у Екатерины больше способностей, и настояла на музыкальной стезе. Окончив музыкальную школу №10 им. Кабалевского, где, кстати, учились известные баянисты Дмитрий Храмков и Сергей Войтенко, она поступила на дирижерско-хоровое отделение в музыкальное училище имени Шаталова. Его Лехина окончила с отличием. В 1998-м отправилась в Москву, где продолжила обучение в Академии хорового искусства под руководством Светланы Нестеренко. Здесь она получила степень магистра в области оперного пения. Уже на первом курсе амбициозная девушка задалась целью покорить европейскую сцену.
 В 2005-м выиграла свой первый музыкальный конкурс «Санкт-Петербург». Через неделю отправилась на прослушивание в Вену. А через два месяца уже выступала на сцене оперного театра «Фольксопер» в образе мадам Герц в опере Моцарта «Директор театра». Со следующей своей ролью Царицы ночи из «Волшебной флейты» Моцарта она отметилась уже в Мюнхене в театре «Гартнерплатц», а затем и на берлинской сцене в «Немецкой государственной опере» и «Немецкой опере». Успех сопутствовал ей в Ганновере, Дюссельдорфе, Тревизо, Гонконге и Пекине. Ее победе в 2007-м на престижном международном вокальном конкурсе «Опералия» предшествовал инцидент. Организатор конкурса Пласидо Доминго не показал оркестру вступление. Окончание арии Лакмэ Лехина допевала в тишине. Позже на вручении приза маэстро признался, что заслушался удивительным сопрано Екатерины. В 2008-м она дебютировала в Королевском оперном театре Ковент-Гарден. Окончательное признание в музыкальном мире пришло к Лехиной с «Грэмми» за запись оперы финского композитора Кайи Саариахо «Любовь издалека». В ней, помимо исполнившей главную роль принцессы Лехиной, принимали участие дирижер Кент Нагано, немецкий симфонический оркестр Берлина, хор Берлинского радио, солисты Даниэль Белчер и Мари-Анж Тодорович…
 Кульминацией концерта в Самаре стал чувственно исполненный Лехиной романс Алябьева «Соловей». После него долго не стихали крики «Браво!», бурные овации, а к сцене потянулась вереница слушателей с букетами. В заключение поблагодарить солистку и ее родителей вышел Дмитрий Азаров. Он назвал чудом прошедший концерт и высказал надежду, что число поклонников классической музыки после такого события в Самаре возрастет. Последующей за теплыми словами польке Штрауса «Гром и молния» аудитория притопывала и прихлопывала. Судя по реакции зрителей, самарская публика готова слушать классическую музыку под открытым небом. И если идея таких концертов получит продолжение, со временем они могли бы стать доброй культурной традицией.

3

Последние статьи

все новости

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 31
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4