Выставка

Странные объекты в тумане

Галерея-лаборатория поэксперементировала с языком абстрактного искусства и темой неизвестности.
Тема выстраивания высказывания «на ощупь» из фрагментов на выставке обыгрывалась неоднократно
Тема выстраивания высказывания «на ощупь» из фрагментов на выставке обыгрывалась неоднократно

В субботу в галерее «XI комнат» открылась первая выставка в этом сезоне. 10 художников и кураторы Анастасия Альбокринова, Сергей Баландин и Анна Коржова думали над темой «Туман», попутно высказавшись и о перспективах некоммерческого современного искусства в Самаре.

Готовили «Туман» художники с осени, но при этом выставка оставляет ощущение незавершенности  и некоторой небрежности, что, впрочем, вписывалось в предопределенное названием настроение. Связано это не только с тем, что директор галереи Анастасия Альбокринова теперь живет в Москве  и галерея, вести которую теперь будут в основном художники Сергей Баландин и Анна Коржова, испытывает множество организационных трудностей. По словам Альбокриновой, ряды молодых художников, готовых подвижнически работать в формате абсолютно некоммерческой галереи, в Самаре вообще поредели. «Сейчас в Самаре почти невозможно сделать большую выставку, - рассказала она. - Волна художнического энтузиазма, которая активизировалась в 2008 году, а в 2009-м достигла своего пика, сейчас спадает.  Многие повзрослели,  приобрели профессии и  вообще перестали интересоваться искусством, другие наоборот, видимо, стали слишком известны, чтобы выставляться в таких местах... Пока не придет новое поколение, то, что здесь происходит, будет иметь более скромный вид». Чтобы адаптироваться к новым обстоятельствам, в галерее разработали тематический план на год, а также планируют устраивать больше «одноразовых» событий — перформансы, кинопоказы и т.д. (В любом случае желающих дежурить в галере, чтобы обеспечить ее работу в формате открытого каждый день выставочного зала, судя по всему, в данный момент нет).
Открывало выставку довольно известное видео Владимира Логутова, уже несколько раз показанное в других проектах. Оно подходит к теме тумана как нельзя лучше. На первый взгляд работа представляет собой просто видеозапись нескольких минут из жизни одного перекрестка: ездят машины, ходят пешеходы — ничего особенного. Только внимательно всмотревшись, можно увидеть, что отражение светофора в луже на дороге и сам светофор живут разной жизнью, по улице иногда проходят абсолютно одинаковые люди, а кто-то из прохожих  вовсе без головы. Чтобы разглядеть что-то в тумане, требуется другой уровень внимания, и того же требует от зрителя искусство.  
Большинство других работ так или иначе обыгрывали тему неясности и неотчетливости, представляя собой осознанное или неосознанное переосмысление кодов абстрактного искусства. Известный граффитчик Гвоздь и художник Александр Зайцев воспроизвели на стенах одной из комнат детскую игру, когда фрагменты рисунка нужно закрашивать цветами, соответствующими указанным на них номерам. На собранной из таких пазлов «фреске» смутно проступал то ли лежащий, то ли летящий юноша - утверждать это определенно было невозможно.
Анна Коржова представила большую картину из только задуманной серии «Царства». Кажется, художница тут не столько рисовала, сколько работала потеками краски. В результате на полотне проступили некие однотипные золотистые объекты, которые в то же время объектами не являлись (у потеков краски нет четких границ), не являлись в строгом смысле и «нарисованными». Неля Коржова показала публике две большие работы из серии, воспроизводящей кадры известных фильмов. Здесь конкретные кинокадры опять же превращались в своего рода абстрактные полотна. Основной посыл при этом чувствовался очень отчетливо — неясность, туман,  из которого что-то надвигается. В тон было и название одной из работ - «Накануне». Второе отсутствовало — то ли потерялось в тумане, то ли не было необходимым.
Наверное, самым сложным по исполнению объектом выставки оказался триптих Алисы Николаевой. К трем абстрактным композициям, выдержанным одна в синей, другая в красной, третья в зеленой гамме, прилагались три пары наушников, чтобы слушать соответствующую каждой работе музыку. После общения с кураторами выставки выяснилось, что работа еще сложнее, и цветовые разводы на самом деле являются воспроизведением увеличенных в фотошопе мелких деталей картин Пикассо, Ботичелли и Брейгеля. Абстракционизм, таким образом, возникал благодаря изменению масштаба зрения на произведения искусства.
Еще был мигающий разными цветами и исполняющий «туманную» музыку куб от приехавшего из Нижнего Новгорода Сергея Орлова, графические вариации на тему перечеркнутых кругов и квадратов в исполнении Александра Веревкина и видеоарт Олега Захаркина, который, однако, никто не видел, потому что художники не нашли проектора для его показа.
В общем, получилась интересная подборка, объединенная не только темой тумана, но и размышлениями об использовании языка абстрактного искусства в наше время. Какого-то эмоционального элемента, собирающего выставку воедино, однако не хватало,   впрочем, это обстоятельство можно прочесть и как высказывание по поводу общей «туманности» перспектив некоммерческого искусства в Самаре. В «XI комнат» с этим туманом однако намерены работать. План работ до лета, как рассказала ВК Анастасия Альбокринова, включает высказывания на темы «Темный лес», Found object №2 (выставка объектов, не созданных, а найденных художниками), «Голый» и, возможно, выставку неформатных художников. «В любом городе есть несколько художников, которые никак не могут вклиниться в нормальное течение событий, - говорит об этом проекте Анастасия Альбокринова. - Например, мы нашли потрясающего художника на Ленинградской. Он бомж, там он продает свои картины за 200 рублей. При этом они вообще не подходят под типологию Ленинградской или Арбата. Он рисует не красивости, а наоборот, уродливых, больных, кривых людей, сюжеты из жизни бедных. И есть еще несколько таких художников».
Посмотрим, насколько преемникам Альбокриновой удастся реализовать этот план.
А доказательством их «совпадения с потоком» можно считать то, что в день открытия выставки в городе был туман.

7

Последние статьи

03 апреля
02 апреля
01 апреля
31 марта
30 марта
28 марта

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2