кино

Энтузиазм одиночек

«Ракурс» как индикатор современной культуры
Михаил Куперберг считает, что в последнее время в «Ракурс» приходят люди во многом случайные
Михаил Куперберг считает, что в последнее время в «Ракурс» приходят люди во многом случайные

Клуб «Ракурс» всегда был для Самары местом приобщения кинолюбов к мировой киноклассике и знакомства с новыми событиями кинематографа. Однако уменьшение числа зрителей в «Ракурсе» и падение интереса к артхаусу в последние годы породили сомнения в том, нужно ли современному самарскому зрителю авторское кино и площадка для его просмотра и обсуждения. «ВК» вместе с киноведами пытается ответить на вопрос, как выжить клубу в непростых современных условиях.

 Засилье «неофитов»
  Последний сезон стал самым неуспешным за шесть лет самостоятельной работы киноклуба. Оказалось, что зрителю не интересна ни классика, будь то ретроспектива фильмов Романа Полански, фильмы из цикла «Лучшие любовные истории» или «Хиты «Ракурса», ни современность. А показ ленты «Злые и красивые», входящей в Золотой фонд мирового кинематографа, из-за отсутствия публики вообще пришлось отменить. Причин тому масса.
  Прежде всего, действует «фактор ленивого или уставшего зрителя». Лучшая часть аудитории «Ракурса» уходит в Сеть, на торренты, и смотрит кино дома. «Для них соборность, коллективное кино становится неважной вещью. Человек хочет остаться наедине с экраном, как раньше хотел быть наедине с книгой, – говорит директор киноклуба Михаил Купербург. – Мы же остаемся наедине с «неофитами». Это люди, которые ничего не видели, приходят в «Ракурс» за компанию, чтобы посмотреть «что-то модное». Их число с каждым годом растет, и в основном это случайные, несориентированные в кино и культуре зрители. Зачастую, как показал опрос на показе «Бонни и Клайда» Артура Пенна, они вовсе не знают контекста, в котором существует конкретный фильм, имени режиссера, актеров и даже содержания.
  Появление категории зрителей-«неофитов» определено давлением массовой культуры: сказывается засилье примитивных ситкомов на телевидении и блокбастеров в кинотеатрах. Исключение составляет лишь сеть «Пять звезд», знакомящая зрителя с новинками авторского кино, но лишь именитых режиссеров.
  Как сообщает в своем докладе прокатчик, кинокритик, продюсер, сценарист, режиссер и телеведущий Сэм Клебанов, исследовавший популярность артхауса в разных странах, Россия лидирует по просмотру блокбастеров и опережает даже Америку. В Уругвае и Аргентине, например, просмотр авторского кино на душу населения в 10—13 раз больше, блокбастерами же интересуются в два раза меньше. То есть российский зритель априори не хочет смотреть артхаус. В этом смысле ситуация с публикой «Ракурса» - типичная для страны в целом. И уже никто не отрицает тот факт, что самарский киноклуб давно превратился в артхаусный кинотеатр.
  «В клубе, как известно, существует своя «тусовка», а в кинотеатр ходят все, - говорит кинокритик Роман Черкасов. – Проблема в том, что когда идея клуба себя исторически исчерпала, и «Ракурс» стал кинотеатром, при низкой посещаемости и случайности публики стало ясно, что город до него не дорос. «Ракурс» публике не по зубам и не по потребностям».
   
  Компромиссы со зрителем
  В итоге киноклуб вынужден существовать в полукомпромиссной ситуации, стараясь учитывать интересы публики и вместе с тем показывать обязательные к просмотру фильмы, у зрителя почему-то не востребованные. За скобками при этом остается огромный пласт картин, без которых полноценное кинопросвещение невозможно, например, ленты таких мэтров, как Карл Теодор Дрейер или Робер Брессон.
  Однако и сам артхаус сейчас переживает не лучшие времена. Появляются выдающиеся режиссеры, снимается мастерское кино. Но оно становится повторением уже пройденного. Прорыва в киноискусстве, считает киновед Валерий Бондаренко, не происходит, и это лишь отражает общую культурную ситуацию: «Мы существуем в условиях, когда культура сама себя переизобретает, и это переизобретение культуры, в том числе и кинематографической, происходит с большими потерями. Отрезается колоссальный слой исторического наследия. Культурный разрыв произошел везде – в европейской, российской и американской культуре». По-видимому, в ближайшие сезоны киноклубу предстоит служить зеркалом современного культурного декаданса.
  Еще одна проблема «Ракурса» - техническое оснащение. Старое оборудование позволяет показывать киноклубу фильмы только на пленке или DVD. Новинки же кинематографа в последнее время выходят в форматах, предназначенных для цифрового проектора, который стоит тысячи евро и которого у «Ракурса», понятное дело, нет. Учитывая то, что такие мастера, как Вернер Херцог, Вим Вендерс, сейчас осваивают 3D-технологии, ряд фильмов при существующем в клубе оборудовании зрители вообще не увидят.
  Эти проблемы лишь усугубляют положение клуба, до сих пор не имеющего собственной площадки, финансовой поддержки со стороны государства или меценатов. Здесь мог бы пригодиться положительный опыт Франции, Германии, Польши, где существует государственная политика по поддержке кинематографа: работают финансируемые правительством национальные институты по развитию кино, развит прокат артхаусных фильмов, в школах проводятся уроки по языку и истории кино и многое другое. В России нечто подобное проводится в Перми, где Павел Печонкин при поддержке губернатора и краевого министра культуры создал сеть кинотеатров. Там показывают авторское кино, развита система его кинопроката и работает авторитетный международный фестиваль «Флаэртиана». Пока же артхаус держится на энтузиазме одиночек из Киносоюза и локальных киноклубов.
   
  Планы на сезон
  В этих условиях директор «Ракурса» намерен продолжать просветительскую деятельность до последнего зрителя. Уже намечен примерный план нового сезона.
  Его откроет фестиваль компании «Кино без границ», в рамках которого зрителю покажут четыре фильма: комедийную драму Ричарда Айоаде об эпохе сексуальной революции «Субмарина», минималистскую драму Микеланджело Фраммартино «Четырежды», южнокорейский арт-триллер Джан Чхольсу «Осатаневшая» документальную драму Люси Уолкер «Свалка» о сборщиках мусора и современном искусстве, которое пытается превратить их в свой арт-объект. Показы картин пройдут с 13 по 20 сентября. Следующим событием станет совместный с «Альянс Франсез Самара» традиционный фестиваль французского кино. Он получил условное название «Жюльет Бинош и другие». Назван он так в честь знаменитой актрисы: зрители увидят ключевые фильмы с ней – «Свидание» Андре Тешенэ, «Любовники с Нового моста» Леоса Каракоса, «Три цвета: синий» Кшиштофа Кесьлевского. Закроется фестиваль документальным фильмом о Жюльет Бинош, снятый ее родной сестрой, где легенда кино не только рассказывает о своей основной работе, но и предстает как художник и театральная актриса. Параллельно с фильмами Бинош публике покажут другие французские ленты: «Капитан Ахав» с Дени Лаваном, «Другую» Патрика-Марио Бернара и «Девушку из электрички» Андре Тешине.
  Продолжат свою работу программы Валерия Бондаренко, Романа Черкасова и Олега Горяинова. Михаил Куперберг обещает продолжить знакомство зрителя с советским кино и покажет одну из главных картин Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (1966) с Ией Савиной. 24 сентября ожидается дискуссия по фильмам «Кино без границ». И возможно, продолжится традиция онлайн-конференций: они дадут зрителям возможность пообщаться с именитыми авторами.
   
 
  Валерий Бондаренко, куратор программы «Объяснение в любви»:
  - Киноклуб «Ракурс» в контексте происходящего начинает занимать маргинальное положение. Мы живем в ситуации, которую правильно назвать посткультурной, когда какие-то явления, связанные с культурой и областью смыслов, становятся маргинальными. В этом и заключается тупик современной цивилизации. Она крайне обессмыслена. Замечательный итальянский философ Джорджо Агамбен точно определил ситуацию поэта в современном мире – «поэт без людей». Сказано жестко, но правдиво. Есть фильмы без зрителя. Мы же здесь только пожинаем плоды этой ситуации.
   
  Роман Черкасов, кинокритик, куратор своей программы:
  - Несмотря на падение интереса к клубу, и на то, что в этом месте ситуация никак не оптимизируется, со своей стороны мы делаем все, что от нас зависит. Мы очень изобретательно подходим к составлению программы. Я имею ввиду не новые фильмы, а ретроспекцию: мы отыскиваем более редкие картины. Что касается нового сезона, моя программа будет включать отличный фильм Аслана Галазова «Ласточки прилетели», снятый в 2006-м в Осетии, где кино, насколько я знаю, вообще находится в плачевном состоянии. Также будет показан «Кирпич» Райана Джонсона, «Железная дорога» автора «Овсянок», Алексея Федорченко, где он играет Терри Гиллиама.
   
  Олег Горяинов, куратор программы «Кинематографические маргиналии»:
  - В современной ситуации «Ракурсу» стоит оставить, как есть, содержательное наполнение программ большого и малого залов. Для просвещения самарского зрителя, конечно же, одних фильмов недостаточно: необходима введенная с прошлого года практика обсуждения фильмов с публикой. Должно появляться не только кино, но и слово в его адрес, потому что разговор о кино зачастую оказывается не менее интересным, чем сам его просмотр. В своей программе я буду показывать картины 60, 70, 80-х. Но сезон начну с относительно новых фильмов – картины чилийского режиссера Рауля Руиса «Лиссабонские тайны». Возможно, покажу и более ранние работы Беллы Тар.
   
 


 

6

Последние статьи

02 апреля
01 апреля
31 марта
30 марта
28 марта
27 марта

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 31
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4