модернизация

Новые стимулы

С нефтяных компаний строго спросят за модернизацию заводов
Сегодня считаные единицы НПЗ способны обеспечить глубину переработки в 95%, требуемую для производства высокооктанового бензина
Сегодня считаные единицы НПЗ способны обеспечить глубину переработки в 95%, требуемую для производства высокооктанового бензина

В сентябре Ростехнадзор представит первые данные о темпах модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и их готовности перейти на выпуск бензина экологического стандарта Евро-3. Подвигнуть их к этому должно введение новых пошлин на нефть и нефтепродукты. Соответствующее постановление 26 августа подписал глава правительства Владимир Путин. Новые налоговые правила заставят нефтяников инвестировать в перерабатывающие мощности и продавать больше светлых нефтепродуктов, считают эксперты.

Кнутом и пряником
 Модернизировать существующие нефтеперерабатывающие заводы действительно необходимо. Сегодня буквально считаные единицы из 27 крупных НПЗ способны обеспечить глубину переработки в 90-95 %, которая требуется для производства высокооктанового бензина.

 

  На бензин пошлина будет иметь запретительный характер и равняться 90% от размера нефтяной, причем введение этого тарифа уже не имеет сроков

 

Большинство же заводов удовлетворяется глубиной в 70-72 %, позволяющей выпускать лишь темные нефтепродукты (мазуты, моторные масла) и так называемый прямогонный бензин с октановым числом, равным 60, из которого потом получают автомобильное топливо.
 12 нефтяных компаний заключили с властью соглашение о том, что займутся модернизацией производства, хотя им и разрешили до середины 2012 года продолжить выпускать бензин марки АИ-92 (стандарт Евро-2). Нефтяники жаловались, что не успевают. И пугали новым бензиновым дефицитом. Сегодня на рынке доля бензина АИ-92, который является самым популярным среди российских автолюбителей, составляет порядка 70%. АИ-95 занимает всего около 15%. А на модернизацию НПЗ для выпуска высокооктанового топлива стандарта Евро-3, по оценкам ряда экспертов, потребуется не менее 10 млрд долларов. Эти аргументы власть убедили, и она дала компаниям фору по времени. И теперь эти 12 компаний должны отчитаться о проделанной работе. Контроль за соблюдением соглашения возложен как раз на Ростехнадзор.
 К тем предприятиям, кто выбился из графика, будут применять жесткие санкции, вплоть до отказа в выдаче лицензий на разработку месторождений. Такое решение было принято на недавнем заседании правительственной комиссии под руководством вице-премьера Игоря Сечина. Кроме того, Федеральная таможенная служба собирается лишать льгот те компании, заводы которых не имеют мощностей для вторичных процессов переработки сырья, то есть для производства высокооктанового бензина.
 
 Две цели
 Одновременно правительство решило подстегнуть компании новыми экспортными пошлинами. С 1 октября 2011 года по 31 декабря 2014 года пошлина на все нефтепродукты, кроме бензинов, составит 66% пошлины на сырую нефть. На бензин пошлина будет иметь запретительный характер и равняться 90% от размера нефтяной, причем введение этого тарифа уже не имеет сроков. Таким образом, экспорт бензинов окажется экономически невыгодным, а мазутов - менее прибыльным. Но с 2015 года за вывозимый за границу мазут вообще придется платить столько же, сколько и за нефть, - то есть его экспорт тоже станет нецелесообразным.
 Здесь власть преследует сразу две цели. Во-первых, насытить бензином и мазутом внутренний рынок и исключить возможность дефицита, как это было весной. Во-вторых, заставить-таки нефтеперерабатывающие заводы заняться модернизацией. По словам Игоря Сечина, введение системы пошлин не приведет к появлению выпадающих доходов из бюджета. «Это решение достаточно сбалансированно. При снижении пошлины на нефть с 65% в текущем режиме до 60% и при поднятии пошлины на темные нефтепродукты с 46,7% до 66% мы получаем примерно равновесную картину, когда по темным нефтепродуктам разница получится примерно чуть выше 19%, и она сбалансирует нам выпадение доходов по сырой нефти», – цитирует вице-премьера «Интерфакс».
 Однако, похоже, не всем нефтяникам удастся уложиться в срок. Дело в том, что оборудования в объемах, необходимых для столь масштабной модернизации, наша промышленность не выпускает, значит, придется заказывать за рубежом. Эксперты сомневаются, что компании успеют к сроку. Одним не хватит времени, другим средств для закупки оборудования.
 
 Виталий КРЮКОВ,  отраслевой аналитик «ИФД Капиталъ»:
 - Государство дает правильные экономические стимулы отрасли, в предыдущие годы была сильно снижена экспортная пошлина на мазут (темные продукты), и государство полагало, что получаемый дополнительный доход от низкой пошлины компании будут вкладывать в модернизацию НПЗ. Однако этого не произошло. Нефтяные компании, наоборот, стабильно увеличивали производство мазута, стремились получить сверхприбыли и тратить их на другие цели
 
 Григорий СЕРГИЕНКО,  исполнительный директор Российского топливного союза:
 - Будущий запрет на выпуск бензина стандарта Евро-2 может поставить крест именно на мелких НПЗ. Денег на модернизацию у них нет, поэтому они просто исчезнут с рынка
 
 Рустам ТАНКАЕВ,  ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников:
 - Нужно установить более низкие акцизы на дорогие нефтепродукты, чтобы было выгодно производить на НПЗ именно их, в идеале - нулевые. А что касается мазута, то уровнять пошлины на него с нефтью не с 2015 года, а уже сейчас. Тогда такое сочетание кнута и пряника даст необходимый эффект
 
По материалам источников: rg.ru, vz.ru, gazeta.ru, lenta.ru, interfax.ru

 

Последние статьи

24 января
23 января
22 января
21 января
20 января
18 января
16 января
15 января

Архив Страна

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 31
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4