гастроли

Призвал к позитиву

В Самаре побывал Александр Городницкий
Городницкий, как всегда, был без гитары. Аккомпанировал ему на этот раз бард Александр Исаев
Городницкий, как всегда, был без гитары. Аккомпанировал ему на этот раз бард Александр Исаев

Он приехал по приглашению объединения «Самарские барды», чтобы дать концерт в «Дзержинке». А перед концертом Городницкий встретился с поклонниками авторской песни в книжном магазине «Метида».

Александр Городницкий — один из старейших российских бардов. Не случайно вопросы к нему в основном были связаны и с историей авторской песни, и с перспективой этого жанра. «Авторская песня переживает кризис, - считает Городницкий. – Ее создатели – Окуджава, Визбор, Высоцкий, Ким – это прежде всего поэты с гитарой в руках. Сегодня авторская песня ушла из литературы на эстраду. Пришли умелые гитаристы, хорошие аранжировщики, исполнители. Нет только одного - стихов. Их место заняли тексты».
Какое время на дворе, такие песни. По этому поводу Городницкий вспомнил анекдот. Продюсер поучает Пушкина перед встречей с читателями: «Саша, закончишь вечер «Анчаром». - «А может быть, «Евгения Онегина» прочитать?» -  «Нет, Саша, пипл хавает «Анчара».
«Русский шансон — это подделка»
Слова переворачиваются и меняют свой смысл. Это произошло и с названием «русский шансон». «Оба понятия сами по себе замечательные, - сказал Городницкий. – Настоящий шансон – это такие великие исполнители песен, как Брассенс и Ив Монтан. Кстати, Окуджава как-то признался мне, что стал сочинять песни после того, как в Москву приехал Ив Монтан, и он побывал на концерте этого шансонье. То, что сегодня понимается под словосочетанием «русский шансон» - подделка, фальшак. Это не имеет ничего общего даже с настоящими песнями заключенных, под которые они маскируются».
Авторская песня в ее истинном значении стала достоянием антологий. Одна из них (как и диски с записями песен Городницкого) продавалась в «Метиде»,  ее можно было получить с автографом знаменитого барда, он не отказывал никому.
Раздвоение Грушинского
Весьма резко Городницкий высказался по поводу раздела Грушинского фестиваля, председателем жюри которого был 30 лет: «Я не желаю знать, кто  здесь прав, кто виноват. Я сказал организаторам, что не приеду ни на один из этих фестивалей, потому что мой приезд будет означать поддержку одной из сторон.  Вот когда фестиваль снова станет единым, обязательно вернусь. Авторская песня - это то, что должно объединять, а не разобщать людей. Это призыв к позитиву».
Причиной раскола Грушинского Городницкий считает тот печальный факт, что авторская песня в нынешнем ее виде все более становится частью шоу-бизнеса.
«Паруса Крузенштерна»
Самара вызывает у барда чувство ностальгии – еще с тех времен, как он приезжал в ГМК и на Грушинский.  «Возвращаюсь сюда как в свою юность», - сказал поэт перед концертом.
Наверное, и для людей, собравшихся в «Дзержинке», встреча с поэтом тоже была в какой-то мере свиданием с юностью.
В теплую, дружескую атмосферу вечера как нельзя лучше вписался солист Грушинского трио Александр Исаев, который расцвечивал песни Городницкого гитарным сопровождением.
В концерте, кроме новых, звучали и давно полюбившиеся зрителям песни: «Снег», «Над Канадой» и другие. Многие из этих песен «оторвались от поэта» и улетели в народ. Есть такая история, о которой вспомнил Городницкий на концерте. Как-то он выступал в Иркутске перед геологами. Пел «На материк» и другие известные песни. Геологи, в первый раз видевшие Городницкого, сказали устроителям концерта: «Удивительного человека вы к нам привезли. Откуда он знает все наши песни?»
Выглядел поэт на сцене вполне бодро, несмотря на свои 76. Секрет этого, видимо, в одной из его старых песен, которую он тоже исполнил: «И старость отступит, наверно, не властна она надо мной, когда паруса Крузенштерна шумят над моей головой».
Неутомимый путешественник, ученый-геофизик и жизнелюб, он и сегодня продолжает много работать. А среди его новых песен, как он шутит, - «неприлично много» лирических. Почти каждую из них он заключал детской обезоруживающей улыбкой.
В стихах и песнях поэта, прозвучавших со сцены, как и в жизни, были перемешаны  печаль и трагическое начало (воспоминания о военном детстве и песня о погибшей подлодке «Курск»), и надежда, и неповторимый «городницкий» юмор.  В отличие от многих увенчанных лаврами деятелей культуры,  Городницкий с улыбкой воспринимает пародии на свои песни. И даже иногда исполняет их.
Неофициальный гимн
В одном из стихотворений Городницкого есть такие строчки: «Мир поделен на подонков, утративших совесть, и на людей, у которых она еще есть». Авторская песня и служит тому, чтобы вторых было больше. «У меня ощущение, - считает поэт, - что она в лучших своих проявлениях противостоит попыткам сделать человека скотиной».
Каждый из концертов он обычно заключает одной из главных своих песен - «Атланты». Как рассказал сам автор, он написал эту песню,  находясь с научной экспедицией в океане. Стихи ему сначала не понравились, и он решил выбросить листок за борт - «как Герасим - Муму». Но в последний момент стало жалко, и родилась мелодия.  Сейчас, спустя почти полвека, песня  обрела новую жизнь, стала неофициальным гимном Питера, и люди, защищающие архитектуру старого города от разрушения, ходят с этой песней как со знаменем. Когда автор запел ее перед самарцами, зал в едином порыве встал.
 

2

Последние статьи

14 октября
11 октября
10 октября
09 октября
08 октября

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4