Событие

Когда улицы были пусты

Самарский литературный музей рассказывает о старой фотографии
Любопытство привело Владимира Кузнецова от фотографии к их авторам
Любопытство привело Владимира Кузнецова от фотографии к их авторам

В Самарском литературном музее с лекцией о местных фотографах конца XIX — начала XX веков выступил обладатель уникальной коллекции самарских открыток Владимир Кузнецов. Его коллекция частично издана в альбоме, частью будет представлена в конце июля на выставке в этом же музее.

Белые пятна
Самарские фотографы — малоизвестная страница истории города. Владимир Кузнецов и Сергей Рудняев готовят сейчас переиздание уникальной книги «Самарский альбом. Самара в открытках и фотографиях конца XIX – начала XX веков» (на лекции можно было полистать тяжелый том с видами старого города), и в нем будет раздел о фотографах.
Владимир Евгеньевич давно увлекается филокартией — собиранием открыток. «Сейчас у вас вряд ли получится — это очень дорого, в открытки вкладывают деньги», - объясняет коллекционер, когда я спрашиваю, с чего все начинается? - «А в свое время на улице Куйбышева был букинистический магазин, и когда я начинал, открытки стоили 5-10 копеек». Впрочем, не все так просто: частично коллекция — репродукция архивных материалов, например, из Российского архива кинофотодокументов в Красногорске.

Спасибо полиции
Увлечение открытками привело Владимира Кузнецова к тому, чтобы «раскапывать» информацию о фотографах: заинтересовали тиснения на карточках. Официально первый фотограф появился в Самаре в 1851 году — ставший губернским город тогда снимал швед Оскар Якобсон. В 1860-м первую стационарную фотографию (тогда ателье называли именно так) открыл Август Карлович Бах. Затем — Александровский, Фишер и другие. Мы знаем о них по «бланку» - обратной стороне фотографии с «логотипом» автора.
За то, что информация сохранилась, нужно сказать спасибо полиции. В 1862-м в каком-то из московских книжных магазинов нашли снимки непристойного содержания. После чего фотографию приравняли к библиотекам публичного чтения, типографиям и тому подобным учреждениям, и ею стала заниматься полиция. В 1870-м губернии обязали ежегодно подавать отчет о существующих и вновь открывшихся фотогалереях.
В 70-е, например, был известный фотографический павильон во дворе дома Шабаевой на Дворянской-Куйбышева (дом, где сейчас «Жили-были»). Его хозяин Петр Кулыгин подписывался на бланке сначала как «ПК» и «КП», затем как «КПС» - став из крестьян мещанином, получил отчество. В 80-е недолго просуществовала фотография Де-Рюмини — французского гражданина, зубного врача. А одним из самых известных и уважаемых надолго стал бывший харьковский мещанин Александр Васильев. В 90-е он выпустил целый альбом с видами Самары. Биржа на Хлебной площади, Часовня митрополита Алексия, церковь на Самарской площади, кумысолечебница Аннаева, многолюдное Рождество на площади перед Воскресенским собором — фотографы составляли летопись старого города.
В 1904-м Васильев был в числе тех, кто снимал визит Николая II: царь проезжал по России со смотром войск, отправлявшихся в Манчжурию. В 1906-м заснял тело убитого террористами губернатора Ивана Блока (дяди поэта). Губернатора взорвали недалеко от нынешней «Дзержинки» так, что от него почти ничего не осталось. На снимке в гробу видно, что на месте головы у Блока — намотанная марля. Фролова, бросившего бомбу, схватили тут же, приговорили к каторге, откуда он благополучно сбежал, а после революции оставил мемуары о теракте в Самаре.
Про 1910-е осталось меньше сведений — в 12-м году отменили обязательную регистрацию фотоателье, и теперь информация сохранялась только в самих снимках. Фотографы переключаются на групповую съемку — остались коллективные фотографии, например, врачей Самарского земского лазарета, приходской школы... На фотографиях того времени — эхо Первой мировой: польские беженцы, перевозка тяжелораненых (носилки ставили между двумя велосипедами), съемки операции (хлороформ капают через марлю, один человек держит больному ноги...)
А вы не задумывались, почему на старых фотографиях улицы всегда пусты? Оказывается, выдержка была настолько большой, что люди просто не фиксировались. Многое поменялось с тех времен. В 2010-м, по прогнозам, будут сделаны миллиарды и миллиарды снимков. Интересно, какую ценность они будут иметь через 100 лет?

22

Последние статьи

27 мая
26 мая
25 мая
22 мая
21 мая

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1