персона

Людмила Савченко: «В музей давно никто не ходит просто за информацией»

Директор Самарского литературно-мемориального музея им. М. Горького Людмила Савченко — один из самых опытных музейщиков в регионе. В интервью «ВК» она рассказала о своем взгляде на проблемы современного музея и его роль в жизни общества.

 В поисках идеального музея
 - Вы постоянно участвуете в школах и конференциях, сотрудничаете как эксперт с фондом Потанина. Какие проблемы, стоящие перед музейщиками сейчас, вы бы выделили как основные?
 - В разное время музей выполнял разные функции. В XIX веке основная функция музея была просветительской. Так создавался, например, Политехнический музей — чтобы познакомить население с научными разработками и открытиями, которые были сделаны в то время. После революции 1917 года музеи в Советском Союзе стали идеологическими центрами. В 1980-е отношение к музеям вновь изменилось. То время породило много интересного. Появилась новая формация музейных менеджеров, которые начали мыслить проектным языком, начали задумываться о расширении деятельности музея, о стратегиях развития музейного дела. Я выношу за скобки аксиомы, что, конечно же, музеи должны сохранять, собирать исследовать т.д. Это даже не обсуждается. Но для чего и для кого собирать?
 В Самарском литературно-мемориальном музее им. М. Горького больше 32 тысяч единиц хранения. Большая часть из них пока находится в фондах и доступна лишь небольшому числу людей. С одной стороны, надо исследовать эти материалы, вводить их в научный оборот. Но основной тип публикации для музея – это выставки и экспозиции, а у всех музеев выставлено 5-10% фондов, потому что не хватает помещений, средств и т.д. Встает вопрос, что нужно делать, чтобы музей мог предъявлять как можно больше своих коллекций?
 Серьезная проблема для литературного музея - что и как собирать сегодня. Мир изменился, изменились технологии предъявления текстов, наряду с книгами появились живые журналы, блоги, писатели не оставляют рукописей. И музей должен все фиксировать, чтобы через 15-20 лет возможно было показать те изменения, которые происходят сегодня. Все ведь очень быстротечно. Через что после нас будут показывать «нулевые»?
Сейчас музеи все больше и больше озабочены тем, чтобы быть живыми, интересными для своих посетителей. Мы вступаем в серьезную борьбу за посетителя с Интернетом, шоу-бизнесом, торговыми и развлекательными центрами. Посетители привыкают к определенному уровню сервиса, подачи материала. Поэтому музеи сегодня могут конкурировать, лишь создавая уникальную среду, погружая посетителя в контекст, развивая позицию партнерства сотрудников музея и посетителей.
 В музей уже давно никто не ходит просто за информацией — для этого есть Интернет. Люди приходят сюда проводить время, встречаться с друзьями, отдыхать, погружаться в атмосферу. В современных экспозициях очень важна тема ощущений, когда можно почувствовать эпоху, ее настроение, сопереживать созданному образу.
- Можно ли привести какой-то показательный пример музея такого типа?
 - Усадьба Мелихово, она же государственный музей-заповедник А.П. Чехова. В Мелихове Чеховым создана знаменитая «Чайка», музей проводит театральный фестиваль, в котором многие считают за честь принять участие, на базе музея создали театральную школу для молодых актеров, где мастер-классы проводят известные мэтры театрального искусства. Все это наряду с экспозицией музея направлено на сохранение памяти о писателе, дает возможность неоднократно приезжать в эти места.
Как известно, Антон Павлович был врачом, в Мелихове он бесплатно лечил жителей окрестных сел. И музей воссоздал в усадьбе фельдшерский пункт. В нем не только хранятся мемориальные вещи, связанные с Чеховым, но и работает фельдшер, который так же лечит население окрестных сел. На этот проект откликнулись многие известные врачи, которые очень ценят Чехова как врача, они готовы проводить там бесплатные консультации. Получается, что музей не только сохраняет образ писателя, показывает разные стороны его жизни и творчества, гражданскую позицию, но и сам становится его последователем. В дополнение к своим основным функциям он выполняет еще культурные, социальные и так далее.

Проектная культура
- Как обстоит дело с крупными музейными проектами сейчас?
 - К сожалению, сейчас сократилось количество организаций, конкурсов, которые поддерживают музейные проекты. Может быть, это является причиной того, что падает и уровень проектной культуры в музеях, нет мотивации. Механизмов поддержки проектов очень мало — не только в музейном деле, а вообще в культуре.
 Сейчас в Самарской области есть грант губернатора, но он поддерживает не институции, а частные инициативы или общественные организации. На уровне города Самары также нет конкурса культурных проектов. Хотя мне кажется, если бы он был, то выявил бы очень много культурных инициатив. Такие конкурсы дают возможность создать банк данных людей, которые что-то могут и хотят делать. А сейчас мы даже не знаем, кого поддерживать, что может развиваться... Хотя в Самаре есть много возможностей, используя культурные ресурсы, работать и над имиджем города, и над его инвестиционной привлекательностью.

 

А ведь начало 2000-х обещало гораздо больше — в Поволжье реализовывались крупные проекты, такие как «Содружество музейных работников Поволжья», «Культурная столица Поволжья», Окружная ярмарка социокультурных проектов. В двух последних программах я участвовала как эксперт, а «Содружество музейных работников Поволжья», в которое входило около 40 музеев, долгое время возглавляла. Могу сказать, что принцип развития территории с помощью культуры, который сейчас положен в основу культурной политики Пермского края, успешно применялся в этих программах. Так, благодаря проекту «Волжский сплав» Содружества музейных работников , в пяти городах Поволжья были проведены фестивали, посвященные проблемам этих городов (например, фестиваль в Тольятти был посвящен набережной, вернее ее отсутствию). Музейщики, художники, экологи вместе обозначали проблемы, стоящие перед городским сообществом, показывали, как их можно решить, используя культурные ресурсы.
«Культурная столица Поволжья» прошла в Ульяновске, Кирове, Чебоксарах, Нижнекамске, Ижевске и Димитровграде, Перми. Программа дала возможность для привлечения очень мощных ресурсов в города, которые были Культурными столицами, а так же выявления их внутренних возможностей. Прошло много круглых столов для мэров городов, на которых обсуждались проблемы развития территории, выделялись гранты на реализацию интересных проектов, проводились семинары, обмен опытом.

Сейчас тоже очень нужны совместные межмузейные проекты, которые расширяли бы масштаб события, объединяли усилия и привлекали бы гораздо больше посетителей в музей. Прошедшая в этом году одновременно в нескольких музеях «Ночь в музее» это подтверждает.
- У литературного музея есть своя специфика. Как к ней прилагаются те проблемы, о которых вы говорили?
 - Да, это серьезный вопрос, что такое литературный музей сегодня. Сейчас принято говорить, что люди мало читают. На самом деле это не так, сейчас читают много, но не всегда классическую литературу. Поэтому, чтобы быть интересным, литературный музей наряду с презентацией классической литературы и писателей должен предъявлять и современный литературный процесс. Но зафиксировать этот процесс сложнее, чем историю. Через что это делать? У художественного текста появилось много новых функций, стало трудно провести границу между частным дневником, художественным произведением, публицистическим текстом.. Думаю, осенью мы проведем дискуссию на тему, что такое текст сегодня и как с ним работать. Я сейчас много над этим думаю. Это серьезный разговор, на котором стоит сосредоточиться отдельно.

Справка

Савченко Людмила Михайловна
Образование:
 1974–1978 годы – исторический факультет Донецкого государственного университета,
 специальность – историк, преподаватель истории и обществоведения.
Основная профессиональная деятельность:
 1978–1982 гг. - научный сотрудник Донецкого областного художественного музея.
 1982–1983 гг. - зав. отделом изобразительного искусства Тольяттинского краеведческого музея.
 1984–1995 гг. - создатель и директор Детского музея г. Ноябрьска.
 1995–2002 гг. - директор Тольяттинского краеведческого музея.
 2002–2007 гг. - директор консультационного бюро «АРТ», председатель координационного совета «Содружества музейных работников Поволжья», член экспертного совета программы «Культурная столица Поволжья»
2008–2010 гг. - консультант управления по вопросам культуры и досуга населения администрации городского округа Самара
 Февраль 2010 г.  – по настоящее время: директор Самарского литературно-мемориального музея им. М. Горького.
 2009 г. – по настоящее время: cт. преподаватель кафедры теории и истории культуры Самарского государственного университета (по совместительству)
 с 2010-го – доцент кафедры «Дизайн» Тольяттинского государственного университета (по совместительству).
 

 

72

Последние статьи

02 апреля
01 апреля
31 марта
30 марта
28 марта
27 марта

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 31
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4