Портрет

Двое и «Свидетель»

Чета самарских художников сегодня представит свои работы
Александр Нагнибеда - на выставке творческого союза художников
Александр Нагнибеда - на выставке творческого союза художников

Выставка произведений членов Самарского творческого союза художников открывается в офисном здании одной из газовых компаний. Центральное место в ней займут работы руководителя союза Александра Нагнибеды и его жены Надежды. В скором времени супруги отправляются в Хвалынск на всероссийский пленэр. В преддверии этих событий «ВК» рассказывает о творческой семейной паре.

На выставке представлены работы разных жанров — ведь самим художникам интересны разные направления в живописи. Пейзажи, натюрморты, портреты, абстракции, метафорические картины... Но объединила их когда-то любовь к витражам.
Александр был преподавателем на художественном отделении педагогического института, Надежда — студенткой. Александр тогда много работал над витражами, его работы хорошо знакомы самарцам. Например, одна из его работ - это витражи в Самарском городском дворце бракосочетаний. Но как только Александр обучил редкому искусству талантливую студентку и почувствовал, что у нее получится не хуже, сам он витражи создавать перестал. Только помогает монтировать их Надежде.
Сейчас художники все время вместе — и на пленэре, и в мастерской. В своем творчестве они сильно повлияли друг на друга. Александр и не скрывает, что после встречи с Надеждой он стал писать более свободно, открыто, а колорит его картин приобрел большую яркость... Чета художников любит приезжать на пленэр в одно и то же место. Например, к волжской дамбе. На пейзажах Александра часто запечатлены сиюминутные впечатления от окружающей природы. «Она все время разная, - говорит художник. - Освещение, тени, дуновение ветра — все быстро меняется... А пока не изменилось, ты должен успеть передать свои ощущения. А тут комары, оводы кусают, этюдник падает на ветру. И рука порою не успевает сделать то, что хочешь...»
Потом работа должна отстояться. В мастерской у Александра бывает несколько начатых картин. Над одной работает, на другую смотрит. И уже спустя какое-то время приходит понимание, чего не хватает. Одной из таких картин был портрет жены Надежды. Сначала на холсте был возвышенный, романтический образ женщины. Но оба чувствовали, что чего-то не хватало. Так появились косые экспрессивные мазки, как будто пошел цветной дождь, а на голове оказалась старинная дамская шляпка, вернее, намек на нее. И портрет «заиграл». Даже подтеки художник решил оставить - по совету Надежды. Сочетание экспрессии и романтических черт реальной женщины на портрете дало необыкновенный результат. «Художник должен быть свободным  в своем творчестве, - считает Александр. - Если будешь бояться испортить работу, ничего не получится...»

Картины Александра Нагнибеды есть во многих частных коллекциях. Но с некоторыми работами, которые хранятся  в мастерской, художник не готов расстаться ни за какие деньги. Даже в самое тяжелое время он не продал их, хотя покупатели были. Вот одна из таких картин. На ней роса, сверкающая под утренним солнцем. «Однажды я был на охоте, - вспоминает художник. - Когда солнце стало вставать, я просто ошалел от окружающей красоты. Кусты, репейники — все было в паутине. И на паутине капельки росы заиграли на солнце. Я стоял как завороженный. Мне так захотелось передать блеск этой росы...»
Еще одна такая работа - метафорическая, по своему духу чем-то близкая картинам Чюрлениса. Человеческий глаз, возникший словно из глубины темного космоса. Светящийся шар, как будто подрагивающий в человеческих пальцах. «Разные люди видят в этой работе разное, - говорит художник. - И, может быть, каждый из них прав». Тут важно, как назвать картину. Название этой подсказала Надежда - «Свидетель». 

7

Последние статьи

27 мая
26 мая
25 мая
22 мая
21 мая

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1