Культура

Между водозабором и тендерами

Разговор о театральных проблемах с Малым театром и министром культуры
Гости и хозяева пришли к выводу, что решение театральных проблем
нужно искать сообща
Гости и хозяева пришли к выводу, что решение театральных проблем нужно искать сообща

Московский Малый театр, в своих благотворительных гастролях по Волге побывавший и в Самаре, не ограничился спектаклем и концертом. Императорский театр, привыкший душой болеть за отечество и коллег, озабочен и нынешней ситуацией с российской культурой. Поводом для круглого стола стала потребность в законе о театре. Разговор состоялся с участием министра культуры Ольги Рыбаковой

Валерий Подгородинский, заместитель художественного руководителя Малого театра:
- Малый театр не только ставит спектакли — он всегда думал о судьбах «братьев меньших». Еще со времен Щепкина и Мочалова организация театров во многих городах России зависела от того, какую помощь оказывал будущим театральным коллективам Малый театр. Я много езжу по стране, и ваши коллеги в разных городах говорят: театральное отечество в опасности. Те новые документы, которые сейчас плодятся  — как представляется нам в Малом театре, не способствуют нормальному творческому процессу. Мы, императорский театр, национальное достояние —  выживем в любом случае. Но наш художественный руководитель Юрий Мефодьевич Соломин, всегда повторяет одно слово: «Память». Мы должны помнить, что нам завещали старшие. А старшие завещали заботиться о том, чтобы сохранился отечественный репертуарный психологический театр. Способствуют ли этому новые документы? Каково вам ощущать себя между водозабором и ритуальными услугами? В документах, которые издает министерство финансов, мы постоянно «оказываем услуги». Не создаем театральное произведение, не заставляем человека задуматься или сострадать. И я как человек, который занимается историей театра, должен сказать, что не знаю примеров, чтобы театр полностью сам зарабатывал деньги. У него во все времена были спонсоры.
В 1756 году в России впервые в практике мирового театра появилась система государственных театров. Одним из первых декретов советской власти был декрет о театре, и благодаря ему сохранились старейшие наши театры. Вот сидят напротив мои давнишние друзья Гвоздков и Соколов, и они помнят эти документы, которые мы выпускали в перестройку, когда проводили комплексный театральный эксперимент. В 1991 году, когда министром культуры был как раз Юрий Соломин, вышло постановление Совета министров «О социально-экономической защите и государственной поддержке театров и театральных организаций». Этот документ был направлен на то, чтобы театры не шли в сторону коммерциализации. И мы стали готовить закон «О театре». Увы, он не появился, но был готов и мог бы, с некоторыми добавлениями, и сегодня быть принят нашей Думой. Гвоздков тогда сказал: не может быть закона о театре, тогда нужен закон о музыке, изобразительном искусстве... Хорошо, пусть будет закон о культуре. Нам говорят, что ни в одной европейской стране и в Америке нет закона о театре. Но давайте вспомним, что там есть мощные профсоюзы, которые защищают работников театра. Эта забота о людях помогает делать спектакли.
И вот в этой ситуации мы хотели бы услышать ваше мнение. У нас есть желание после этой поездки сформировать какой-то документ, который будет направлен премьеру, президенту и в обе палаты. Что вы думаете по этому поводу?

Вячеслав Гвоздков, художественный руководитель Самарского театра драмы:
- Валерий Васильевич, мы с вами больше 30 лет общаемся, и с грустью нужно сказать о том, что культура в России всегда обеспечивалась по остаточному принципу.
Я считаю, крупная ошибка в том, что наша деятельность не централизована. Раньше мы подчинялись министерству культуры страны. Были кураторы, которые следили за жизнью российского театра. Вспомните, Валерий Васильевич, какую колоссальную поддержку вы лично и министерство культуры оказали мне, когда я ездил из Ташкента с гастролями во Владивосток и на Сахалин. А для чего сегодня существует министерство культуры РФ?..
Я бы с удовольствием перешел в автономные учреждения — на сегодняшний день, мне кажется, для меня это спасение. Не знаю, что будет дальше, но я хотя бы пять лет пожил бы свободной жизнью. Просто то, что происходит, уже надоело. Эти конкурсы, тендеры... Когда кто-то дает на три рубля меньше, выигрывает — а ты его потом спрашиваешь: а вы вообще-то техническое задание читали? Тут краска одна будет больше стоить, чем вы написали на работу. В результате никакой ответственности он не несет: ой, извините, мы пошли, делайте новый конкурс. А время упущено — ремонт нужно делать летом.
Когда я пришел в самарский театр, был клич: учитесь зарабатывать. Мы научились. И я не считаю это плохой стороной деятельности театра. При Товстоногове поезда ездили из Москвы в Петербург, театр был переполнен — он выполнял план и зарабатывал. Успешный театр не может быть недоходным.
Мы, конечно, понимаем,  что для нашего региона 700 рублей за билет — это круто. Правда, мы дифференцируем цены. И строим репертуар таким образом, чтобы были спектакли, которые, как локомотив, будут тащить Чехова, Толстого, Достоевского...
Без культуры не будет ничего. Вы сейчас напомнили про 90-е - боже, какие надежды были! В 87-м возродили институт художественных руководителей — написали, что театром может руководить или директор, или художественный руководитель. Я до сих пор остался противником этого «или». Театром должен руководить художник, а художнику помогать талантливый менеджер.
Подгородинский: Так что нужно делать, по-вашему?
Гвоздков: Власти должны понимать, что театр в России больше чем театр, культура больше чем культура. И нужно консолидироваться.
Подгородинский: Если будет закон о театре или о культуре, любой губернатор или мэр должен будет соблюдать закон.
Гвоздков: Должны быть целевые государственные программы.

Александр Клюквин, актер: Их не будет, пока мы не объединимся. А объединиться мы можем только поодиночке.

Ольга Рыбакова, министр культуры: Уважаемые коллеги, я как министр культуры Самарской области должна сказать, что в театре всем, что связано с финансами, должны управлять менеджеры. Художник не должен думать о том, где он будет жить, должен быть накормлен-напоен. Администрация должна создать художнику условия, в которых он не будет думать о том, какие прошли конкурсы...  У нас очень мало управленцев в культуре. Культура — это стратегическая отрасль, но в ней все наладится только тогда, когда придут грамотные руководители.
Мы вместе  с самарскими театрами учились делать те же техзадания и госзаказы... Чего мы не смогли с вами сделать? Все смогли!  У нас в театрах идет 19 премьер, до сих пор повышаются зарплаты, мы делаем реконструкции.

Олег Пивоваров, главный редактор журнала «Театральная жизнь»: Я не согласен, что управленец может спасти театр от всех бед, а художник не будет ни о чем думать. Мне посчастливилось долгое время работать с Михаилом Ивановичем Царевым. Большой мастер, большой художник, идеальный директор, Ольга Васильевна! Если бы этот художник захотел стать министром — а может, и больше, чем министром — он бы так же блистательно руководил. И таких людей культура рождает очень много. Я считаю, нужно вместе создать такое правовое поле, в котором культура сможет свободно развиваться.

Рыбакова: Да, мы ищем пути, и должны искать их вместе.
 

19

Последние статьи

22 января
21 января

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4