балет

Большой балет

Вновь открывается фестиваль имени Аллы Шелест
Репетиции «Лебединого озера» шли до самого начала фестиваля, так как фактически зрителей ожидает премьера
Репетиции «Лебединого озера» шли до самого начала фестиваля, так как фактически зрителей ожидает премьера

В Самарском академическом театре оперы и балета начинается XI фестиваль классического балета имени Аллы Шелест. Фактически это возвращение одного из самых значимых событий в жизни губернии. Причем в этом году речь идет не только о возрождении важной культурной традиции, но и о новом качественном уровне фестиваля.

 

Фестивалю имени Аллы Шелест в этом году исполняется 17 лет, но пройдет он в одиннадцатый раз. Легендарная прима-балерина и балетмейстер, внесшая существенный вклад в развитие балета вообще и в Самаре в частности успела побывать на двух первых фестивалях ее имени. Так случилось, что уже третий стал вечером ее памяти. Но Светлана Хумарьян, как автор проекта и искренний поклонник многогранного таланта Шелест, продолжала хранить творческое наследие балерины. Однако началась реконструкция театра оперы и балета, и в городе не нашлось другой площадки, где можно было бы провести столь масштабное событие. Теперь фестиваль возвращается обновленный, под стать сцене на которой пройдет.
 Обновленный и незабытый. За день до первого концерта главный художественный руководитель театра Наталья Глухова призналась, что билетов на спектакли осталось совсем немного. Неудивительно, ведь в программе четыре настоящих шедевра и гала-концерт, помимо танцоров из Самары в них задействованы солисты из Мариинского, Михайловского и Большого театров. «На днях закончился фестиваль «Дни высокой музыки» в Самарской филармонии, и завершающий концерт был великолепен, - напомнила министр культуры Самарской области Ольга Рыбакова. - Хочется, чтобы на таком же уровне или даже выше в год 160-летия Самарской губернии прошел XI фестиваль имени Аллы Шелест».
 О том, что грядет возвращение фестиваля, «ВК» писала еще в июле, уже тогда подготовка к нему началась. Теперь, за несколько часов до начала, в залах и фойе чувствуется атмосфера предпраздничной суеты. Наш театр представит обновленное «Лебединое озеро». По словам главного дирижера Александра Анисимова, фактически это будет премьера — настолько он поменялся. Главные партии исполнят в нем солисты Мариинского театра София Гумерова и Никита Щеглов. Новые костюмы и декорации создал заслуженный художник России Вячеслав Окунев. А для Анисимова «Лебединое озеро» станет первым спектаклем в нашем театре. «Большая радость, что я начну с музыки Чайковского, - замечает он. - Это один из моих любимых композиторов, я отдал много сил и времени на интерпретацию его музыки».
 По задумке Светланы Хумарьян, у каждого фестиваля есть тема, связанная с одним из качеств легендарной балерины. Тема нынешнего - «Хореографические шедевры». И действительно, в программе фестиваля только подлинная классика балета. 23 октября будет показана «Спящая красавица» с прима-балериной Михайловского театра Екатериной Бочаренко в роли Авроры и премьером Михайловского Маратом Шемиуновым в роли принца Дезире. 26 октября в образе Китри и Базиля на сцену выйдут прима и премьер Большого театра Марианна Рыжкина и Семен Чудин - зрителя ждет «Дон Кихот». 28 октября в «Жизели» главную роль исполнит солистка Мариинки Евгения Образцова, а в графа Альберта перевоплотится ее коллега по театру. Наконец, 30 октября фестиваль завершится большим гала-концертом в двух отделениях с участием самарских, петербургских и московских звезд. «Во многом я исходила из собственного понимания качества работы артиста, - объяснила свой выбор приглашенных Светлана Хумарьян. - Прежде всего, мне хотелось, чтобы главенствовала на фестивале петербургская школа. Например, Софья Гумерова - одна из тех балерин, которые несут в себе преемственность питерского стиля и умеют ее передать. Также мне хотелось пригласить несколько молодых исполнителей, которых вы еще не знаете. Это артисты, которые уже завоевали в творческом мире заметное положение, но в Самаре никогда не бывали».
 Несмотря на то что подготовка отняла много сил, художественные руководители Самарской Оперы уверены, что фестиваль пройдет удачно. Как заметил главный дирижер, работа через день с такими «симфоническими полотнами» - сложная задача для оркестра и наверняка не менее сложная для балетной труппы. «Нагрузка у нас сейчас совершенно фантастическая, ведь в эти дни мы готовим еще и несколько прьемьер, - говорит главный балетмейстер Кирилл Шморгонер. - Но - вот парадокс! - чем больше мы работаем, тем лучше у нас получается».
 Возвращению фестиваля имени Аллы Шелест сопутствует еще одна хорошая новость. В апреле этого года он был включен в Ассоциацию европейских фестивалей - крупную организацию, содействующую развитию и продвижению фестивалей. Это значит, он получил дополнительные возможности в плане международного сотрудничества, а в перспективе еще и внимание зарубежных экспертов. «Не только наши артисты будут чаще гастролировать в Европе, но и присутствие Европы в Самаре станет более ощутимым, - объясняет Ольга Рыбакова. - Процесс вхождения в Ассоциацию, сбор материалов, доказательство того, что мы достойны включения, - все это было непросто. Но теперь мы заявили о себе на европейском уровне. В Поволжье всего два фестиваля, включая наш, этого удостоены. Пусть Самару там пока еще плохо знают, но мы небезуспешно налаживаем контакт».
 

 Светлана Хумарьян, автор идеи фестиваля и руководитель проекта:
 - Жизнь фестиваля имени Аллы Шелест, как у всякого талантливого и интересного явления, складывается сложнее, чем у чего-то серого и заунывного. И этот одиннадцатый фестиваль, для нас чрезвычайно важнен. После долгого расставания многие вещи оцениваются по-другому, и зал заполнит публика уже иная, с другим настроением. Кроме того, Александр Анисимов впервые встанет за пульт этого оркестра и продирижирует первым в нашем театре спектаклем. Надеюсь, у театра и дирижера возникнет «любовь с первого взгляда».
 
 Наталья Глухова, главный художественный руководитель САТОБ:
 - Когда-то в Ленинграде Светлана Петровна Хумарьян познакомила меня с Аллой Яковлевной Шелест. Кажется, это было в 1993 году. Я пришла на ее день рождения, к ней домой. И, конечно, получила тогда массу впечатлений. Теперь я рада, что причастна к организации фестиваля ее памяти... Было сложно сделать так, чтобы фестиваль состоялся, особенно договориться с приглашенными солистами. Тем не менее все сложилось хорошо.
 
 Александр Анисимов, художественный руководитель и главный дирижер САТОБ:
 - Мне кажется, театр немного поскромничал, не назвав «Лебединое озеро» премьерой. Новое оформление, новые декорации, новые костюмы, новое музыкальное прочтение. И даже новая музыкальная редакция - я много работал над ней... Многие перемены вы не заметите, но как раз это важно. Как в парикмахерской - когда клиент выходит из нее, важно, чтобы не было заметно, будто он там побывал. Вот и наше «Лебединое озеро» сейчас «выходит из парикмахерской»...


 

3

Последние статьи

26 февраля
25 февраля
24 февраля
22 февраля
21 февраля

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6