событие

Репин в «анфиладе»

Празднование дня рождения великого русского художника в Ширяеве совместили с презентацией проектов биеннале
Выпускники Академии культуры разыграли перед зрителями сценку из жизни Ильи Репина и его товарищей
Выпускники Академии культуры разыграли перед зрителями сценку из жизни Ильи Репина и его товарищей

5 августа на площадке историко-музейного комплекса в селе Ширяево прошло празднование 167-летия со дня рождения Ильи Репина. Гостей ожидала традиционная концертная программа, разнообразие в которую внесли обильные осадки и более пестрый состав музыкантов. Параллельно представители самарского арт-сообщества презентовали несколько проектов Ширяевской биеннале.

До Ширяева вместе с организаторами торжества, представителями и руководством Художественного музея, а также приглашенными арт-деятелями автор этих строк добирался на скоростном катере. 45 минут в беседах о том, какие праздничные сюрпризы ждут нас на «том берегу», пролетели незаметно.
 Село встретило хмурым небом. Мужчина с мегафоном у автобуса вежливо предлагал экскурсии до святого источника и поездку на «верховых лошадях». Новый вид непарнокопытных послужил еще одной темой для разговоров, пока гости шли до музея и любовались прекрасным сельским пейзажем.
 Однако до празднества было так же далеко, как до Каменной Чаши. Пустовала сцена, сиротливо смотрел на пришедших памятник Репину, разводили руками музейные сотрудники: «До открытия два часа». Их осталось коротать, осматривая музейную экспозицию и любуясь природой. За час до начала торжеств начался ливень такой силы и длительности, что организаторы едва не стали возносить мольбы к небу. Не помогло: празднество пришлось перенести в музейную беседку. Оно открылось сценкой из жизни Репина. Выпускники Академии культуры во главе с артистом Сызранского драмтеатра Сергеем Михалкиным (он играл молодого Илью Репина) оживили перед гостями события лета 1870 года, а также познакомили публику с тонкостями быта и отношений Репина с живописцем Федором Васильевым, братом Василием (впоследствии солистом русской оперы) и товарищем по академии Евгением Макаровым. С ними художник отправился по Волге писать этюды к знаменитым «Бурлакам». Тем временем на сцене хор сызранских бабушек вспомнил народные песни.
 К моменту выхода ансамбля «Забава» из Самары дождь кончился, и гости наконец-то смогли подойти к сцене, чтобы подпеть известным песням, а некоторые и поплясать под них -  настолько энергичным и эффектным было выступление коллектива. Трио музыкантов из молодежного оркестра «Аурелия Ювентус» разбавило фольклорные выступления классической музыкой, исполнив известные произведения Баха и Моцарта. Их сменили чтецы, экспрессивно прочитавшие свои стихотворные тексты. В общем, праздник в честь Репина сохранил традиционный «музейный» формат, чем и порадовал своих завсегдатаев.
 А тем временем, презентуя ряд проектов очередной Ширяевской биеннале, арт-деятели в буквальном смысле пытались навести мосты между народным, классическим и современным искусством. Архитектор Дмитрий Храмов с супругой Марией соорудили «Радужную анфиладу». Группа сужающихся цветных арок, пояснил автор, символизирует рамки (в широком смысле — стереотипы), через которые человек тщетно пытается выйти в природу, но в итоге становится их заложником. В двух беседках по соседству фотограф Анатолий Кинчаров презентовал выставку «Самарская Лука – Val Tidone» с запечатленными русскими и итальянскими авторами живописными природными видами. Однако арт-объекты смотрелись на фоне праздника Репина как-то неестественно. Иллюзии «наведенных мостов» не возникало. Напротив, складывалось ощущение мозаичности происходящего, конфликта городской и сельской культуры, классического искусства и того, что сегодня называют модным словом «арт». Единственное, что вписалось в атмосферу праздника и села в целом, — показ фильма Люка Товена «Мираж русской деревни».
 Интересно, как местное население относится к экспансии современного искусства и чтит ли оно Илью Репина, прожившего здесь одно лето, но уже превращенного местными мифологами в ширяевскую икону? Размышляя над этим вопросом, автор статьи покинул музей и вдруг стал свидетелем конфликта. Один из вдохновленных пейзажем художников стал расписывать с помощью маркера сельскую лавку литературными цитатами на немецком. А внезапно подбежавший к нему местный обитатель, вырывая «перо» из рук автора, объяснил ему бессмысленность и неэстетичность его действий: мол, лавка прекрасна сама по себе и не нуждается в «арт-коррекции». Хитроумный художник, разумеется, отстаивал право каждого человека на собственное высказывание, утверждая, что лишь дополняет «природную красоту» лавки «искусством». Кто из них прав? Наверное, каждый по-своему. И тот, кто ратует за «готовость» природы, и тот, кто жаждет «цивилизовать» ее. Но здесь ясно одно: человек не может не творить. Не может не вмешиваться в природу, не «городить» новых арт-объектов. Только через этот творческий акт осуществляются рефлексия и осознание человека себя в контексте природы и цивилизации, как бы нелепо это ни выглядело. Просто кому-то, чтобы найти смысл вне себя, необходимы «рамки» всевозможных арт-концепций, а кому-то этот смысл явлен в первозданном виде. Думается, что тот художник, исписав все лавки, все же согласится с сельчанином. Так что посмотрим, что выйдет у авторов Ширяевской биеннале и насколько продуктивным для них окажется строительство «Нейтральной полосы».
 
 Галина РЯБЧУК,  директор Самарского областного художественного музея:
 - Так совпало, что на одной территории в этом году одновременно сосуществуют несколько проектов — и биеннале, и день рождения Репина. Думаю, мы от этого только выиграем, и оба мероприятия получатся насыщенными. Есть свои поклонники и у праздника к дню рождения Репина, и у Ширяевской биеннале. Мы постарались соединить атмосферу обоих мероприятий и сделать так, чтобы все посетители были приятно удивлены. Чтобы кроме привычного празднества, концерта и театральной сценки гости могли увидеть современные арт-объекты.
 
 Дмитрий ХРАМОВ,  архитектор, куратор фестиваля «Артполис»:
 - На площадке, любезно предоставленной Художественным музеем и историко-музейным комплексом Ширяева, мы делаем инсталляцию «Нейтральная полоса». Ее начало приурочено к дню рождения Репина, окончание состоится 20 августа на номадическом шоу. Она представляет собой белый коридор, который прокладывается человеком и встраивается в ландшафт Ширяева. Этот коридор внеположен по отношению к природе и цивилизации и образует пространство размышления, контекст, рамку, определяя оптику видения человеком окружающего мира.
 

 

Признать очевидное
 Как местные жители относятся к биеннале
 Член гильдии актеров кино России, артист и режиссер, житель села Ширяево Василий Фролов о том, можно ли считать искусством то, что происходит на биеннале
 
 - Участвуете ли вы в культурной жизни своего села? И будете ли участвовать в праздновании 167-летия Репина?
 - Лет пять подряд я был режиссером, сценаристом, одним из актеров, участвовавших в праздновании дня рождения Репина в Ширяеве. Я, наверное, приду посмотреть на праздник. Для меня Репин — художник-передвижник с большой буквы.
 - А как вы относитесь к Ширяевской биеннале, что совпала с празднованием дня рождения художника?
 - Я за искусство в любом его виде. Не уверен, что биеннале имеет отношение к искусству. Оно должно либо созидать, либо через разрушение возрождаться. Здесь я вижу только разрушение. Если мир катится в тартарары, давайте признаем это.
 - Как жители села относятся к приезду художников из Самары?
 - Бабушкам хорошо: они вишней торгуют. Хозяева кафе кормят художников. Кто-то сдает домики для жилья. Когда была первая биеннале, жители заинтересовались и пришли посмотреть. Художники оделись черт знает во что, прыгали на панцирных кроватях и кидались презервативами с просом. Люди поняли, что это бред. Теперь жители относятся к приезду художников с равнодушием и не интересуются происходящим.

4

Последние статьи

04 июня
03 июня
02 июня
01 июня
31 мая
30 мая
29 мая
28 мая

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 31
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4