образование

Учеба по интересам

Внеурочная деятельность в школе становится бесплатной
С нового учебного года больше внимания учителя будут уделять личностному развитию детей
С нового учебного года больше внимания учителя будут уделять личностному развитию детей

С 1 сентября все первоклашки начнут учиться по новым федеральным государственным общеобразовательным стандартам, главной целью которых является всестороннее развитие личности ребенка. Стандартом прописано тесное взаимодействие воспитания и образования: интеграция урочной и внеурочной деятельности. Результаты проведенного в 22 школах губернии эксперимента показывают, что больше всего сложностей у педколлективов вызывает именно организация дополнительных бесплатных занятий с детьми.

 Личностные компетенции
 «Все понимают, что прежние стандарты не соответствуют современным реалиям и не гарантируют успешность личности», - отмечает заместитель министра образования и науки Самарской области Владимир Классен. Как подчеркнула на конференции работников образования замдиректора Самарского дворца детского и юношеского творчества, старший преподаватель городского ЦРО Светлана Апасова, современный ребенок отличается тем, что растет в цифровой среде, а значит, и обучение его должно строиться соответствующе. Согласно положению ФГОС, обучение предполагает не только и не столько изучение материалов учебника, а использование современной электронной техники и проверку на практике.
 «Все должно подкрепляться деятельностью самого учащегося: чтобы он посредством проектной, творческой и иной деятельности познавал мир, - поясняют прошедшие переподготовку и обучение преподаватели школ области. - Теперь вместо традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков вводятся универсальные учебные действия - «умение учиться и самостоятельно развиваться», что должен выработать учитель в учениках в ходе совместной с ними деятельности, с учетом личностного подхода к каждому учащемуся». Завучи по воспитательной работе отмечают, что в школу официально возвращается воспитание и творческое развитие личности в виде прописанной в стандарте внеурочной деятельности.
 
 Творческое обучение
 Согласно ФГОС, содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе школы и отвечать задачам общего образования. Стандартом в дополнение к основной нагрузке предусмотрено 10 бесплатных часов внеурочной деятельности в неделю на каждого учащегося. Но, как уточнил Владимир Классен, в связи с измененниями СанПиНа, по которым добавился третий обязательный час физкультуры и два часа динамических пауз, на внеурочную деятельность остается 7 часов в неделю.
 Проведенный в течение года эксперимент по России и в 22 школах Самарской губернии показывает, что этого вполне достаточно для развития творческого потенциала ребенка. «Внеурочная деятельность организуется по таким направлениям, как спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное», - цитируют учителя положения ФГОС.
 «А формирует внеурочную деятельность каждая школа согласно своим возможностям с учетом пожеланий учащихся и родителей, - поясняет замдиректора по воспитательной работе СОШ №1 г. Нефтегорск Наталья Гуськова. - При разработке программы мы задействовали все указанные стандартом направления с учетом того, что занятия должны проводиться в самой разнообразной форме: игры, экскурсии, секции, круглые столы, научные общества, соревнования».
 
 Занятость во благо
 Во время годового эксперимента по введению ФГОС психологами проводился мониторинг уровня развития детей в пилотных классах. Директор «Регионального социопсихологического центра» Татьяна Клюева отметила, что ребята быстро адаптировались к требованиям нового стандарта, у них в процессе обучения начали формироваться лидерские качества, объективная оценка окружающих и происходящего, осознание своей уникальности.
 «Меня радует, что сынуля, которого раньше мало что интересовало и удержать на месте было сложно, теперь с удовольствием занимается рисованием, фотографирует и даже начал приобщать нас к шахматам», - делится мама теперь уже второклассника одной из экспериментальных школ Юлия Маслова.
 Большинство родителей рады, что не нужно платить за дополнительное образование и можно не задумываться, в какой кружок отдать свое чадо. «Наши детки стали более разумные, ответственные и гуманные, - приходят к общему мнению в процессе разговора родители экспериментального класса СОШ №72. - В некоторых вопросах они рассуждают прагматично и перспективно, что не каждому взрослому свойственно».
 Говоря о нагрузке на ребенка, родители отмечают, что «правильно организованная, пусть и обильная, нагрузка лучше сказывается на здоровье и развитии растущего организма, чем непродуманное времяпрепровождение». Причем, по словам специалистов Минобрнауки Самарской области, занятия рекомендовано проводить во вторую половину дня, и их посещение необязательно: ребенок может заниматься другой деятельностью по усмотрению родителей.
 
 Экспериментальный опыт
 Как отмечает главный специалист управления проектно-аналитической деятельности министерства образования и науки Самарской области Юлия Пряхина, больше всего вопросов по работе в рамках новых стандартов у сотрудников учебных заведений вызывает организация внеурочной деятельности. Наиболее безболезненно внедрение в учебный процесс дополнительных занятий прошло в тех школах области, где изначально велась работа по дополнительному образованию и обучение проводится в одну смену. В переполненных же школах с организацией внеурочной деятельности были особые проблемы.
 «Где и как вести дополнительные занятия, когда вторая смена занята, как быть с ребятами, которые «на подвозе», и не имеют возможности сходить домой после основных уроков?» - ставит вопросы замдиректора по воспитательной работе Шигонской СОШ №1 Лариса Гришина. Большинство педагогов, которым предстоит столкнуться с новыми стандартами с 1 сентября, интересуются, как можно подстроиться под желания и интересы всех детей и родителей, а также кто будет проводить мониторинги и контролировать личностное развитие детей, если в штате большинства школ нет единицы психолога.
 На что Татьяна Клюева ответила: «Можно задействовать психологов специальных центров, а силами педколлектива любой школы вполне под силу полноценно реализовать внеурочную деятельность — было бы желание и творческий подход».
 
 Работа на результат
 Лариса Гришина рассказала об опыте своей школы: «В начале эксперимента учителя начальных классов с удовольствием взялись за разработку и ведение внеурочных занятий, но к концу года отказались, ссылаясь на огромную нагрузку, низкую доплату (не как учителю, а как работнику допобразования) и низкую посещаемость, так как в силу необязательности внеурочной деятельности многие ребята не ходят на допзанятия: кого во вторую смену родители приводить не могут, а весь день первоклашек в школе держать нельзя из-за необходимости по СанПиНу дневного сна и невозможности его организации, а у некоторых другие интересы».
 Как отмечают педагоги, это влечет за собой еще одну проблему — нецелевое использование средств. «Мы не заставляем ребят посещать все занятия, - делится опытом замдиректора по воспитательной работе СОШ №45 Ольга Романова, - но стараемся сделать их наиболее интересными, так, чтобы у детей и родителей была личная заинтересованность, для чего можно привлекать сеть дополнительного образования и различных партнеров».
 «Учителям однозначно нелегко, - понимающе отмечает замминистра образования и науки Самарской области Владимир Классен. - Им приходится переучиваться: уже прошли обучение 99% учителей начальных классов, завучей и половина директоров. Будем сами учиться и учить наших детей. На 36,5% увеличен норматив на одного учащегося. Возникающие проблемы решаемы, и вместе нам удастся преодолеть их на благо будущего нас и наших детей».
 
 Владимир Классен, замминистра образования и науки Самарской области:
 - ФГОС — это природосообразный стандарт, соответствующий природным задаткам наших детей. Обученный по новым стандартам человек должен отличаться тем, что он умеет сам ставить задачи, искать пути их решения и полученные знания использовать в меняющейся обстановке: уметь реагировать на внешний мир, а не просто использовать готовые знания.
 
 Татьяна Клюева, директор ГОУ ДПО «Региональный психологосоциальный центр»:
 - Для того, чтобы заинтересовать родителей и учащихся во внеурочной деятельности, следует предложить им в рамках этих бесплатных часов что-то необычное, чего нет в допобразовании, например психологические предметы. И когда родители будут понимать уникальность этой возможности, отпадут многие проблемы и сложности.

 

5

Последние статьи

27 января
26 января
25 января
24 января
23 января
22 января
21 января

Архив Общество

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 31
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4