Вернисаж

Карандаш мастера и душа человека

В Самаре открылась выставка Виталия Горяева
Горяев-младший сохраняет память о творчестве своего отца
Горяев-младший сохраняет память о творчестве своего отца

В Мраморном зале Самарского художественного музея открылась выставка Виталия Горяева, посвященная столетнему юбилею художника. На церемонии присутствовал его сын - народный художник России Сергей Горяев.

Первое впечатление, когда входишь в Мраморный зал – его отрешенность от внешнего мира. На улице нещадно палит солнце, шум и духота большого города, а здесь сумеречная тишина и прохлада. Хорошо походить среди картин, когда еще не собралась публика, пока не сказаны официальные слова, и редкие ранние посетители остаются наедине с художником, переходя от его живописного портрета у входа к графическим работам и цветным полотнам. «Как будто повеяло давно ушедшим временем», - заметил художник Святослав Федоров.
А жить и работать Виталию Горяеву выпало в очень нелегкое время. Он родился 1 апреля 1910 года в сибирском городе Кургане в семье служащего банка, что через несколько лет окажется значительным минусом в его биографии. Но родился, как потом про него будут говорить, «с карандашом в руке». Рисовать начал с раннего детства, и это осталось его любимым занятием на всю жизнь. После революции семья перебралась в Читу, где Виталий уже начал сотрудничать как художник с местной газетой «Забайкальский художник». Потом была Москва, знакомство с Маяковским, учеба в Высшем художественно-техническом институте и Московском полиграфическом институте... Широким массам советских трудящихся Виталий Горяев был знаком, в основном, по сатирическому журналу «Крокодил», где он работал много лет с 1937 года. Войну Горяев встретил вместе с женой в «Окнах ТАСС», был эвакуирован в Куйбышев. А в 1942 году стал главным художником журнала «Фронтовой юмор» и сотрудничал с газетой «Краснодарская правда», где работал Александр Твардовский, с которым они подружились на долгие годы.
После войны Виталий Горяев много ездил по миру, что нашло отражение в его творчестве. Например, по впечатлениям от поездок сделаны его американские рисунки, опубликованные в «Крокодиле» и также представленные на самарской выставке. Разумеется, они выполнены в том идеологическом ключе, который господствовал в годы холодной войны. Здесь, в зале художественного музея, они занимают скромное место. Основная часть экспозиции посвящена «книжному» творчеству художника - графическим портретам Пушкина, Достоевского, иллюстрациям произведений Гоголя, Марка Твена, Юрия Олеши…
Как сказала в «предисловии» директор музея Галина Рябчук, самарская экспозиция включает разные этапы творчества художника, но его главная любовь – литература. На том же сделал акцент и Сергей Горяев, рассказавший о многочисленных акциях и выставках, которые проходят в юбилейные дни в Кургане, Чите, Москве и других городах России. К Самаре у сына художника особое отношение – здесь родители прожили самое трудное военное время, когда враг уже стоял под Москвой.
«В год столетия мы ходим показать Виталия Николаевича во всей полноте его творчества, тем более что в наше время его уже стали забывать, - сказал Сергей Горяев. – Здесь представлены все этапы – от ранних карандашных рисунков до иллюстраций к роману Достоевского «Подросток». В книге он их не успел увидеть, но весь цикл закончил полностью, вплоть до сдачи в типографию. Отец не дожил до перестройки. Он целиком в том времени, которое пришлось на две трети ХХ века и, несмотря на всю его сложность, оставило нам труды больших писателей и художников. Достаточно назвать имена людей, с которыми общался и дружил отец, чтобы это понять: уже названный мной Александр Твардовский, артист МАХАТа Борис Ливанов, Георгий Товстоногов, Надя Леже, Рокуэл Кент, Антуан Рефрежерье и многие другие. Круг его общения был чрезвычайно широк. Художники бывают разные, хорошие и не очень, талантливые и просто мастеровитые, трудолюбивые и ленивые. Про отца так однозначно сказать нельзя. Рисование для него было не просто профессией, скорее способом мышления. Каждую мысль он выражал в рисунке, делая тысячи набросков, ежедневно, ежечасно. Художественное творчество было смыслом и способом его жизни, как и чувство юмора, которым он обладал в полной мере».
Сегодня работы Виталия Горяева хранятся в Третьяковской галерее, Русском и Пушкинском музеях, Государственном литературном музее, в картинных галереях Одессы, Курска, Перми, Екатеринбурга. К сожалению, они мало экспонируются, но 100-летний юбилей  – хороший повод напомнить людям о художнике.
«Я очень благодарен устроителям самарской выставки и лично Рудольфу Николаевичу Баранову, который приложил к этому руку и сердце, - поблагодарил напоследок Горяев младший. - Вот перед нами феномен художественного творчества – портрет отца, который вы видите у входа. Три дня назад его еще не было, а сейчас он уже есть».

Рудольф Баранов, художник:
 - Я написал этот портрет за полтора дня, он еще сырой. Как мне это удалось? По фотографиям, по памяти. Мы познакомились с Виталием Николаевичем на всесоюзном съезде художников в Кремле, в 70-е годы. Потом на протяжении лет встречались, беседовали. Он был удивительный человек и художник замечательный – чуткий, тонкий, глубокий. Одним словом, Мастер.

11

Последние статьи

28 марта
27 марта
26 марта
25 марта
24 марта

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4