Армия и война в архитектурном декоре Самарской области 1900-1980-х годов

В течение ХХ века Россия, а затем Советский Союз участвовали в нескольких войнах, в том числе в двух мировых. Наша область при этом играла роль одного из важнейших оборонных центров страны. Тема армии и войны нашла свое отражение и в архитектуре губернии.

Артиллерия и борьба с Мамаем

В Санкт-Петербурге и Москве победы русской армии не раз увековечивались в течение XIX века в виде триумфальных арок, памятников и рельефов. Во славу воинов, сложивших головы на полях сражений, строились храмы-памятники не только в России, но и за ее пределами. В 1894–1898 годах, например, в пригороде Константинополя (Сан-Стефано) был воздвигнут храм-усыпальница русских воинов (уничтожен в 1914-м). Надзор за его строительством некоторое время вел Александр Зеленко. Вскоре после возвращения на родину он переехал в Самару, где исполнял обязанности городского архитектора. 
В городской среде Самары впервые тема войны появилась в 1889 году. На постаменте памятника Александру Второму установили четыре скульптуры. Две из них (черкес и болгарка) были посвящены соответственно Кавказской и Русско-Турецкой войнам. При этом архитектурный декор рубежа XIX–XX веков в губернии содержал преимущественно сцены мирной жизни, изображения античных богов и героев.

Керамический рельеф на здании Самарского художественного музея

Единственный самарский рельеф начала ХХ века, в котором встречается военная тема, расположен на здании бывшего Волжско-Камского коммерческого банка (сейчас Художественный музей). На фризе изображены древнегреческие персонажи в шлемах и при оружии. Декор выполнен из металлизированной (бронзированной) керамики в мастерской Петра Ваулина.
Наследие Русско-Японской войны выразилось лишь в вальсе Ильи Шатрова "На сопках Маньчжурии", дописанном и впервые исполненном в Самаре в апреле 1908 года. А через год было принято решение о строительстве в губернии двух крупных оборонных заводов для нужд артиллерии. 
В 1911-м в Самаре был открыт Трубочный завод (в советские годы — завод имени Масленникова), где изготавливали корпуса для снарядов и трубки для взрывателей. А в районе станции Томылово появился Сергиевский самарский завод взрывчатых веществ. Через несколько лет началась Первая мировая война, рост предприятий и производство на них ускорились.
На заводе взрывчатых веществ в 1918 году работало около 20 тысяч человек (предприятие стало причиной возникновения нового города, позже получившего название Чапаевск). До революции здесь строились не только производственные корпуса, административные и жилые дома, но и общественные здания. Например, Народный дом (сейчас ДК имени Чапаева). Кроме того, требовалось возведение нового храма, который позволил бы удовлетворить духовные потребности рабочих.
Проект храма в 1915-м разработал главный архитектор завода Дмитрий Вернер. Вопросы артиллерии в русской армии курировал великий князь Сергей Романов. В связи с этим завод получил название Сергиевского, а храм освятили в честь преподобного Сергия Радонежского.

Майоликовое панно на храме в честь преподобного Сергия Радонежского в Чапаевске

Церковь в Чапаевске — одно из самых ярких архитектурных произведений Самарской губернии начала ХХ века. В первую очередь благодаря своему декоративному убранству. Фасады храма украшены глазурованными керамическими плитками и кирпичами, а также мозаиками на тему Нового Завета. 
В треугольнике над главным входом размещается майоликовое панно — преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем. С уверенностью назвать автора керамического изображения невозможно, однако доподлинно известно происхождение сюжета, послужившего для него основой. Панно представляет собой копию картины Александра Новоскольцева "Святой Сергий благословляет Дмитрия Донского на битву и отпускает с ним двух иноков". За эту работу в 1881 году художник получил в Императорской Академии художеств большую золотую медаль и звание классного художника первой степени (в 1889 году Новоскольцев стал академиком живописи). 

Чапаев и Великая Отечественная

Отношение советской власти к Первой мировой было резко отрицательным. Об увековечивании "империалистической войны" не могло быть и речи, зато в самарской архитектуре 1920-1930-х возникает тема Революции и Гражданской войны. Кроме памятников революционерам и комдивам (например, Ленин, Куйбышев и Чапаев скульптора Матвея Манизера) появляются тематические скульптуры и рельефы.

Атака красноармейской конницы на фасаде здания ОДО

В 1930–1931 годах в Куйбышеве по проекту архитектора Петра Щербачева построили комплекс Дома Красной Армии, в который входит Окружной дом офицеров. Один из примеров декора на тему Гражданской войны и сейчас можно увидеть на здании ОДО. Барельеф изображает атаку красноармейской конницы. В одном из персонажей в папахе и с шашкой наголо можно узнать Василия Чапаева.
Архитектурный декор в период соцреализма в Куйбышеве как до, так и после Великой
Отечественной войны прославлял достижения народного хозяйства, индустриализацию, пролетария, которому свободно дышится и работается в "Стране Советов".
По политическим причинам с 1947-го по 1965 год День Победы в Великой Отечественной войне отмечался очень скромно. По этой же причине тема Победы в городской среде советских городов, за редким исключением, почти не упоминалась. С середины 60-х ситуация изменилась. 9 Мая стал нерабочим праздничным днем, а по всей стране стали массово увековечивать память о событиях и героях войны.
В 1966-м был объявлен всесоюзный конкурс на монумент Славы в Куйбышеве. Выиграла его команда местных авторов в составе архитекторов Юрия Храмова, Вагана Каркарьяна, Михаила Труфанова и художника Георгия Кикина. Несмотря на победу самарцев, проектирование доверили москвичам (авторы комплекса на площади Славы — архитектор Андрей Самсонов, скульпторы Павел Бондаренко и Олег Кирюхин).

Защитник Отечества в декоре самарского Дома профсоюзов

В 1960-1980-е тема Великой Отечественной становится одной из ключевых для архитекторов и художников-монументалистов. На многих зданиях в регионе появляются произведения на тему армии и Победы. Защитников Отечества можно встретить в декоре самарского Дома профсоюзов и госпиталя ветеранов войн (обе работы художника Вячеслава Герасимова), на тольяттинской стеле-панно "Радость труда" (автор — Юрий Королев, 1977-1981).
Великой Победе посвящена одноименная станция самарского метро (1978-1986). Архитектор Алексей Герасимов и художник Андрей Кузнецов изобразили в интерьере праздничный салют, используя мрамор, хрусталь, нержавеющую сталь и цветные витражи.

Тематическая мозаика на торце жилого дома на улице Советской армии

Целая галерея образов на тему войны и мира разместилась на торцах жилых домов на улице Советской Армии. Есть здесь мозаика, изображающая витязя и солдата времен Великой Отечественной, символизирующая историческую связь воинов разных эпох, стоящих на защите Родины. Есть керамики с самолетами и танками, а также картина с детьми, выпускающими в небо белого голубя. Ведь любая война должна заканчиваться миром.

115

Последние статьи

все новости

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 31
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5