Рабочая Безымянка

В годы Великой Отечественной возле маленькой одноименной станции был возведен гигантский индустриальный район

Куйбышев - запасная столица страны - вписал в историю Великой Отечественной войны страницу беспримерного трудового подвига. Заводы, эвакуированные из центральных районов страны, в октябре 1941-го стали прибывать на станцию Безымянка. Доставленное оборудование размещали в заводских корпусах неподалеку от железнодорожной ветки. Начатое еще в 1940 году строительство двух авиационных заводов с общим летным полем получило стремительное ускорение - фронту нужны были самолеты.

Особо важное задание

По статистике, в 1946 году на Безымянке проживало более 200 тысяч человек. При этом население Куйбышева за годы войны выросло более чем в два раза, в основном за счет эвакуированных сюда рабочих и служащих оборонных заводов. В итоге благодаря невиданным для мирного времени темпам индустриализации Куйбышев к середине ХХ столетия вошел в десятку наиболее развитых в промышленном отношении городов СССР.
Суровой осенью 1941 года на Среднюю Волгу прибыли десятки эшелонов из Москвы, которые перевезли  оборудование Государственного авиационного завода №1 (ГАЗ-1) имени И.В. Сталина и моторного завода №24 имени М.В. Фрунзе, а из Воронежа - авиационный завод №18 имени К.Е. Ворошилова.
Это было самое драматичное для страны время, когда гитлеровцы стояли на подступах к Москве, а перевезенные на восток оборонные предприятия еще только-только набирали производственные темпы. Именно в такой невероятно напряженной ситуации 23 декабря 1941 года в Куйбышев поступила правительственная телеграмма, подписанная Верховным Главнокомандующим Сталиным.
«Вы подвели нашу страну и нашу Красную Армию тчк Вы не изволите до сих пор выпускать Ил-2 тчк Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух как хлеб тчк Шенкман дает по одному Ил-2 в день зпт а Третьяков дает МиГ-3 по одной по две штуки тчк Это насмешка над страной зпт над Красной Армией тчк Нам нужны не МиГи зпт а Ил-2 тчк Если 18 завод думает отбрехнуться от страны зпт давая по одному Ил-2 в день то жестоко ошибается и понесет за это кару тчк Прошу вас не выводить правительство из терпения и требую зпт чтобы выпускали побольше Илов тчк Предупреждаю последний раз тчк нр П553 СТАЛИН».
Задание правительства, полученное руководством этих предприятий, тогда казалось невыполнимым: но скоро удалось организовать на новых площадках полноценное серийное производство боевого самолета Ил-2, который впоследствии будет признан лучшим штурмовиком Второй мировой войны.
Хотя в то время на ряде номерных заводов СССР производились и другие типы авиационной техники, штурмовик Ил-2 с конца 1941 года стал основной продукций безымянских авиастроителей. Это был настоящий «летающий танк» с мощным пушечным и пулеметным вооружением, который фашисты называли «черная смерть».

Молодые кадры

Для обеспечения безымянских предприятий рабочими кадрами здесь в течение 1942 года собирали тысячи молодых людей из различных сел Куйбышевской области. Колхозников в ускоренном порядке обучали рабочим специальностям – токаря, слесаря, фрезеровщика, клепальщика и так далее.
На производство также пришли молодые рабочие, только что окончившие школы ФЗО. Об их героических буднях в своих воспоминаниях писал генеральный конструктор этого штурмовика Сергей Ильюшин: «И в лютые морозы, и в стужу, и в жару у станков стояли даже дети - ученики ремесленных училищ. Для многих ребят пришлось оборудовать подставки, чтобы руки доставали до станка».
Так, в Куйбышеве воспитанники государственной системы трудовых резервов выпускали детали к самолетам Ил-2, мины, снаряды к «Катюшам» и даже 82-миллиметровые батальонные минометы, один из которых можно увидеть в экспозиции музея истории профтехобразования Самарской области.
На заводе №525 (впоследствии «Металлист») одним из лучших токарей все считали «дядю Колю». Так на предприятии звали 15-летнего выпускника ремесленного училища №13 Николая Казакова, который из месяца в месяц перевыполнял дневную норму в пять, а порой и в семь раз. «Дядя Коля» был небольшого роста, из-за чего с трудом доставал до рукояток управления. Пареньку приходилось приставлять к станку снарядные ящики, и, стоя на них, он вытачивал детали для авиационных пулеметов. А 15-летний комсомолец Виктор Каут, выпускник ремесленного училища №1, в 1943 году выполнял за смену 10 дневных норм!
На средства, перечисленные комсомольцами в Фонд обороны, были построены десятки самолетов Ил-2. Штурмовики были торжественно переданы бойцам Красной Армии в течение 1942-1944 годов. В общей сложности учащиеся области тогда собрали 105 миллионов рублей, которые пошли на вооружение Красной Армии. А еще они отправили подарки бойцам на фронт на сумму 500 тысяч рублей.

26

Последние статьи

все новости

Архив Губерния

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31