автомобиль

Рулевая сила

Чем электрический усилитель отличается от гидравлического

Сейчас машина без усилителя рулевого управления воспринимается как анахронизм. Мало кому хочется напрягаться, вращая тяжелый руль. Сейчас автопроизводители предлагают два типа усилителей: гидравлический и электрический. У каждого из них есть свои достоинства и свои недостатки. Разберемся.

Бежит водичка
 В гидроусилителях руля (ГУР) используется жидкость. Естественно, не просто вода, а масло типа ATF, такое же применяют в автоматических коробках передач. Не стану утомлять долгими подробностями в описании принципов работы ГУР и занудными терминами. Если коротко, то насос под высоким давлением нагнетает масло из бачка в распределитель. Задача последнего - отслеживать и дозировать усилие на руле. В паре с ним работает торсион, расположенный на рулевом валу. Если машина едет прямо, то водитель не чувствует усилия, но стоит начать вращать руль, как оно тут же появляется и растет в зависимости от скорости и угла поворота колес.
 ГУР — штука безусловно удобная. Хотя бы потому, что водителю не приходится слишком напрягаться при повороте колес на стоящей машине. Усилитель нейтрализует удары, приходящиеся от неровностей на дороге, а также обеспечивает «чувство автомобиля».
 Но есть и недостатки. Чтобы водитель чувствовал дорогу, инженерам приходится долго возиться с настройками. Но главное — на ГУР приходятся значительные потери энергии, ведь масло нужно постоянно гонять по системе трубок, а на это тратится часть мощности двигателя. При быстром вращении руля в разные стороны может произойти эффект «закусывания», когда давление не успевает возрастать и на секунду руль остается без усиления.
 Искра нам в помощь
 Во многих современных машинах используются электроусилители руля - ЭУР. Смысл такой же, как и у ГУР, только без трубок, насосов и масла. Специальный датчик отслеживает вращение руля, и по его сигналу электроника подает ток нужной полярности и силы на обмотки электромотора, связанного с рулевым механизмом через червячную передачу. А по сигналам от датчика скорости можно изменять характеристику усилителя в соответствии с любой заложенной в память блока зависимостью.
 Преимущества перед ГУР значительные. Во-первых, не тратится энергия мотора и, соответственно, сокращается расход топлива. Энергия потребляется только в момент вращения руля. Во-вторых, электрика не зависит от перепадов температур. В-третьих, можно прописать колоссальное количество настроек. И обслуживание значительно проще.
 Однако и у ЭУР есть недостатки. При всех возможностях, настраивать эту систему на драйверский лад умеют не все производители. Хорошо это получается у немцев. В большинстве же случаев мы имеем недостаток информативности в угоду комфорту. Конечно, большинству покупателей не важна такая мелочь. Главное, чтобы руль крутился легко. Но если хотите экономии, то выбирайте электроусилитель. К тому же скоро, похоже, гидравлических систем вообще не останется.

 

Последние статьи

24 июня
22 июня
21 июня
18 июня
17 июня
14 июня
11 июня
05 июня
03 июня
30 мая

Архив Рынки

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2