Сергей Кочережко: "Деятельность всех школ и учителей направлена сегодня на то, чтобы обеспечить эффективную реализацию образовательных программ"

Абсолютный победитель Всероссийского конкурса "Учитель года России-2015", заместитель директора Самарского регионального центра для одаренных детей рассказывает, как организовать дистанционное обучение.

Дистант — одна из наиболее популярных форм получения образования в современном мире, в условиях, когда образование становится непрерывным. Особенно популярен дистант в получении дополнительного профессионального образования — удаленные курсы повышения квалификации и переквалификации. Однако в последнее 10-летие в российской школе в целом и в самарских школах в частности выработан значительный опыт успешной реализации программ общего образования в дистанционном формате, который успешно применяется в настоящее время.

К началу истории с коронавирусом, развернувшейся с января нынешнего года, многие учителя самарских школ уже прошли обучение по использованию дистанционных технологий и электронных ресурсов при реализации программ общего образования. Сейчас, когда школы переведены на дистанционный формат, организуется масштабное обучение учителей, министерство просвещения РФ и министерство образования и науки Самарской области распространяют методические рекомендации, проводят обучающие вебинары для педагогов и руководителей школ, гимназий, лицеев. К обучению подключились Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (СИПКРО), Центр развития образования (ЦРО) и другие образовательные организации. Министерством просвещения РФ определен перечень онлайн-ресурсов для обеспечения дистанционного обучения, доступ к которым открыт для каждого ученика, учителя, родителя бесплатно. Многие платформы дали бесплатный доступ к авторским образовательным ресурсам. Однако следует ясно понимать, что главный способ овладеть технологиями дистанта — это в первую очередь самообучение учителей. Пока ты сам не попробуешь несколько предлагаемых платформ, не оценишь качество размещенных там образовательных ресурсов, методические рекомендации останутся на бумаге.

В каждой школе должен быть принят приказ об организации обучения с применением дистанционных технологий на период до 12 апреля 2020 года, должно быть положение, регламентирующее особенности обучения на дистанте. Родители должны быть предупреждены о том, какими именно способами каждая школа будет реализовывать образовательные программы в дистанционном формате. Каждая школа сейчас выбирает (многие уже выбрали) один ведущий или два-три ведущих онлайн-ресурса, посредством которых будет организован образовательный процесс. Конечно, основной платформой будет АСУ РСО — система электронного журнала и дневника; остальные станут приложениями к ней. Часть уроков будет организована в режиме оффлайн (учитель размещает теорию, задания и инструкции для их выполнения, обучающиеся выполняют их самостоятельно и отправляют учителю на проверку), часть — в режиме онлайн (учитель и ученики выходят на видеосвязь посредством различных платформ, организуется непосредственное общение между учителем и детьми), часть — в смешанном формате. Особое внимание следует уделять подготовке 9-классников и 11-классников к предстоящим государственным экзаменам, что, очевидно, будет осуществляться в формате индивидуальных или групповых удаленных консультаций. Еще одна группа обучающихся, которая должна быть в центре внимания, — первоклашки, у которых первый учебный год оказался столь необычным.

В дистант переходят и другие события, без которых невозможна жизнь школ. К примеру, в Самарском региональном центре для одаренных детей в нынешнем году День открытых дверей будет проходить в дистанционном формате: на нашем сайте мы разместили необходимую информацию о нас для предварительного ознакомления (включая видеоэкскурсию).

Деятельность всех школ и учителей направлена сегодня на то, чтобы обеспечить эффективную реализацию образовательных программ в дистанционном формате, чтобы не допустить снижения качества образования. Воспользуются ли всеми этими возможностями дети, находящиеся дома? Войдут ли в нужное время в Интернет и подключатся ли к трансляции видеоурока? Выполнят ли размещенные учителями задания и инструкции в нужный срок? Обратятся ли с вопросом к учителю в ситуации, когда что-то непонятно? Я веду к тому, что очень и очень многое в успешности всех мер, принимаемых по переводу системы образования на дистант, зависит от обучающихся и их родителей. Я ни в коем случае не перекладываю всю ответственность только на детей и родителей; я про необходимость совместных целенаправленных шагов.

Пользуясь случаем, хотел бы обратиться к обучающимся и родителям: только вместе с учителями, только вместе со школой мы сможем не допустить падения качества образования и обеспечить реализацию образовательных программ в новом формате. Следует понимать, что разворачивающаяся сейчас история про дистант (во всяком случае, на первом этапе столь активного его внедрения) резко и во много раз увеличивает нагрузку на учителей и на обучающихся, а также на их родителей. На протяжении переходного периода этой активной апробации так нужны взаимопомощь и взаимопонимание между всеми теми, кто называется "участниками образовательного процесса": учителями, детьми, родителями. Поэтому по любым возникающим вопросам давайте вступать в конструктивный интеллигентный диалог.

157

Последние статьи

29 мая
28 мая

Архив Общество

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
24 25 26 27 28 29 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5