Здесь ковалось оружие Победы

Цех окончательной сборки штурмовиков ИЛ-2 на авиастроительном заводе №18, 1942 год 
Цех окончательной сборки штурмовиков ИЛ-2 на авиастроительном заводе №18, 1942 год 

В Издательском доме «Оружие и технологии» запланирован выход книги «Оборонные предприятия в годы войны и мира». Двухтомник готовится под руководством Военно-промышленной комиссии Российской Федерации и посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Одним из авторов книги является доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории и историографии Самарского университета Вячеслав Парамонов. Предлагаем вашему вниманию отрывки из книги, посвященные работе предприятий Куйбышевской области в годы войны.

Довоенные планы

Мощная оборонная промышленность в Самарском регионе начала формироваться с начала 1900-х годов. В 1911 году  стал работать Трубочный завод, производивший взрыватели  для артиллерийских снарядов. В том же году открылся Самарский Сергиевский (в честь Великого князя Сергея Михайловича) завод взрывчатых веществ. Предприятие построили на разъезде Иващенково (современный Чапаевск) Самаро-Златоустовской (ныне Куйбышевской) железной дороги в 43 км от Самары.
В довоенный период советское руководство рассматривало будущее Самарской (Куйбышевской) области как индустриально развитого региона. Если первым пятилетним планом предусматривалось его превращение из аграрного в аграрно-индустриальный, то вторым - в район развитого промышленного производства на основе интенсивного роста металлургии, машиностроения, химической, легкой и пищевой промышленности, добычи и переработки горючих сланцев.
По проекту Генерального плана развития народного хозяйства СССР на 15 лет (1943-1957 гг.), разработанному весной 1941 года, Куйбышевская область должна была стать районом крупной нефтяной, сланцевой, химической промышленности, мощной базой электрических производств, развитого нефтяного, электротехнического машиностроения, станкостроения.
6 августа 1940 года было принято постановление Комитета обороны СССР о строительстве в Куйбышеве четырех авиационных заводов по выпуску двухмоторных и одномоторных бомбардировщиков и авиационных моторов. Первые два завода планировалось ввести в строй в июне 1941 года, остальные два - в ноябре 1942 года.
Война не дала возможности выполнить это решение в полном объеме. Были построены три авиационных завода - самолетостроительные №122 (введен в эксплуатацию 31 декабря 1941 года) и №295 (введен в эксплуатацию 1 февраля 1942 года) и моторостроительный №337 (введен в строй 1 мая 1942 года).
 

Эвакуация в Куйбышев

Начавшаяся война определила основной тенденцию индустриального развития Куйбышевской области - формирование ее как многопрофильного военно-промышленного центра.
В соответствии с военно-хозяйственным планом на IV квартал 1941 года и 1942 год, одобренным СНК СССР и ЦК ВКП(б) 16 августа 1941 года, в Куйбышевской области предусматривались форсированный рост военного производства, новое строительство и перемещение сюда промышленности из фронтовых и прифронтовых районов. Оборонным наркоматам предлагалось ускорить строительство авиационных, авиамоторных и агрегатных заводов, предприятий по производству боеприпасов, вооружения. По нефтяной промышленности увеличивался объем буровых работ в районах «Второго Баку», форсировалось строительство нефтеперерабатывающих заводов и установок.
Куйбышевская область, сравнительно недалеко удаленная от фронта, стала одним из регионов, куда в первую очередь направлялись эвакуированные предприятия в надежде на скорое освобождение захваченных врагом территорий. Но по мере продвижения противника в глубь СССР эвакуация смещалась на Урал, в Сибирь, на Дальний Восток, а регион становился транзитной территорией.
В Куйбышевскую область было перебазировано полностью или частично оборудование не менее чем 123 промышленных предприятий, включая 80 крупных фабрик и заводов. Задача их размещения облегчалась капитальным строительством, развернувшимся в области в предвоенные годы. В 1940 году было временно прекращено сооружение Куйбышевской ГЭС, а мощности строительного управления переключены на возведение заводов-дублеров авиационной промышленности.
 

Знаменитый Ил-2

В Куйбышев было отправлено ОКБ имени Ильюшина, перебазирована 1-я Западная авиационная бригада из Воронежа, из воинских частей и авиашкол сюда направляли инженерно-технический состав и летчиков. В город были эвакуированы самолетостроительный №1 и моторостроительный №24 заводы из Москвы, агрегатный - из Ступино, завод бронекорпусов №207 - из Подольска, авиационный №18 - из Воронежа и многие другие.
На новой площадке коллектив авиазавода №18 во главе с директором Матвеем Шенкманом уже 10 декабря 1941 года собрал знаменитый самолет Ил-2. Понадобилось всего 35 дней, чтобы перевести завод за тысячи километров, установить оборудование и в сложных условиях начать выпускать штурмовики, так необходимые для фронта.
Большинство эвакуированных заводов составили новые промышленные предприятия. Эвакуированные в Куйбышев заводы №66, 145, 276 были объединены в моторостроительный завод имени Фрунзе по выпуску авиационных моторов, заводы №53, 454, 455 составили завод аэродромного оборудования. Куйбышевский авиационный завод №122 был сформирован на базе эвакуированных предприятий из Каунаса, Таллина, Минска, Киева, Риги и Смоленска.
Моторостроительные заводы, эвакуированные из Москвы и Киева, были развернуты в поселке Зубчаниновка на базе моторного завода имени Кирова.
Механический завод Особстроя принял оборудование Подольского завода имени Серго Орджоникидзе. Эвакуированный таганрогский завод «Красный Котельщик» и завод «Ижорский» из Колпино Ленинградской области образовали новое предприятие Куйбышевский механический завод.
 

Первые подшипники

В годы войны на месте Линдова городка развернули одно из эвакуированных из Москвы предприятий (часть 1-го Московского подшипникового завода, созданного в 1932 году). Так возник ГПЗ-4 и его филиал, ставший впоследствии крупным самостоятельным предприятием - ГПЗ-9.
21 ноября 1941 года на танковый завод Челябинска для танков Т-34 были отправлены первые 3 тыс. подшипников. В течение первого военного года ГПЗ изготовил 52 тыс. авиационных и танковых подшипников, а за 1941-1945 годы - 51,7 млн подшипников. Осваивая выпуск подшипников, рабочие и инженеры подшипникового завода одновременно производили минометы, снаряды, гильзы, гранаты и литье. На счету заводского коллектива - 10 тыс. минометов, 500 тыс. 122-миллиметровых снарядов и гильз к ним, 2,5 млн гранат.
За героический труд в 1942 году предприятию было присуждено Красное Знамя Государственного комитета обороны, а на следующий год за обеспечение фронта подшипниками ГПЗ был награжден
орденом Ленина.
 

Сердце индустрии

В Куйбышевской области не было ни одного промышленного предприятия, не перешедшего на выпуск военной продукции. На оборону работали все предприятия, имеющие станочный парк. Кирпичные заводы стали выпускать противотанковые мины и бомбы. Куйбышевский ремонтно-механический завод для швейных фабрик перешел на выпуск ручных гранат и крючков к военным шинелям. На предприятиях местной промышленности выпускалось военное обмундирование, валенки, хозяйственный инвентарь (полевые кухни, конская упряжь, сани, телеги), пищевые концентраты. За годы войны легкая промышленность области изготовила для армии 6,3 млн шинелей, 330 тыс. комплектов теплого обмундирования, 3,9 млн головных уборов, 172 тыс. армейских курток.
По многим видам продукции предприятия области заняли монопольное положение. Чапаевские химические заводы производили хлористый барий, гексоген, ксилит. Они были единственными предприятиями страны, производившими тэн, тротил, амметол.
На базе моторостроительного завода Наркомата судостроительной промышленности, находящегося в поселке Шмидта, было размещено производство Николаевской центральной базы. Завод был единственным предприятием страны, выпускающим тральное оружие.
Во многом был готов к переходу на военное производство Завод имени Масленникова (бывший трубочный завод). ЗиМ в годы войны помимо производства боеприпасов для всех родов войск выпускал снаряды для реактивных установок. За образцовое выполнение заданий правительства в 1942 году завод был награжден орденом Трудового Красного знамени. 
В октябре 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР был удостоен награды КАТЭК, получив орден Ленина за выпуск электрооборудования для танков и военной автотехники.
...Если до войны сердцем индустрии По­волжья являлся Сталинград, то в ее ходе им стал Куйбышев. Его доминирующее положение было связано с развитием авиапромыш­ленности, резким возрастанием нефтедобычи и нефтепереработки, стратегическим положением и превращением города в первый период войны в запасную столицу страны. За годы войны Куйбышевская область превратилась в один из крупнейших индустриальных районов Советского Союза.

Производство подшипников на Государственном подшипниковом заводе №4
101

Последние статьи

29 мая
27 мая
22 мая
21 мая
15 мая
13 мая
12 мая
09 мая
07 мая

Архив Губерния

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
24 25 26 27 28 29 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5