В РКЦ "Прогресс" рассказали, как работало предприятие в годы войны

Осенью 1941 года начался новый этап в истории развития Государственного авиационного завода № 1, созданного в начале прошлого века. Он был эвакуирован из Москвы в Куйбышев, где заводчане в невероятно трудных условиях быстро наладили выпуск штурмовиков Ил-2.

Телеграмма Сталина

В годы Великой Отечественной войны завод внес значительный вклад в Победу советского народа над фашистской Германией — многие самолеты, воевавшие на фронтах Великой Отечественной, были изготовлены в цехах предприятия, которое сейчас называется РКЦ "Прогресс".

Об истории завода в годы Великой Отечественной войны рассказали в заводском музее, где представлены многие экспонаты, связанные с тем временем. Например, интересно увидеть переходящее Красное Знамя Государственного комитета обороны. За годы войны предприятие завоевывало его 26 раз, и оно было передано заводу на вечное хранение.

Знамя занимает главное место в музейной экспозиции. Также можно увидеть и модели самолетов, которые выпускали в суровые военные годы, а также личные вещи заводчан. В частности, главного инженера Виктора Литвинова и директора Анатолия Третьякова. Во многом благодаря им завод добился высоких показателей в 1940-е годы и стал одним из лучших авиационных предприятий страны.

В музее представлены книги о том суровом военном времени. Например, директор завода Третьяков так вспоминал о первых днях эвакуации: "Партийные и советские организации области и района предоставили все, что было пригодно для жилья. Но так как число эвакуированных превышало всякие возможности, то для массы их просто не оказалось жилой площади. Приемная комиссия завода, встречавшая людей, направляла рабочих в бараки, освобождавшиеся от строителей, а их семьи — в различные районы области для размещения в населенных пунктах. В этих местах уполномоченные завода и представители Советской власти встречали семьи рабочих. Большинство семей оказались временно разрозненными. Ранняя зима, жестокие морозы, повсеместное переуплотнение помещений делали условия жизни крайне трудными".

Но тем не менее люди в тылу рук не опустили и работали над решением поставленных задач. Лозунг "Все для фронта, все для победы" стал законом жизни для каждого заводчанина.

В декабре 1941 года на заводе № 1 начали выпускать первые куйбышевские самолеты. Это было самое драматичное для страны время, когда гитлеровцы стояли на подступах к Москве, а перевезенные на восток оборонные предприятия еще только-только набирали производственные темпы. Именно в такой невероятно напряженной ситуации 23 декабря 1941 года в Куйбышев поступила правительственная телеграмма, подписанная Верховным Главнокомандующим Сталиным.

"Вы подвели нашу страну и нашу Красную Армию тчк Вы не изволите до сих пор выпускать Ил-2 тчк Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух как хлеб тчк Шенкман дает по одному Ил-2 в день зпт а Третьяков дает МиГ-3 по одной по две штуки тчк Это насмешка над страной зпт над Красной Армией тчк Нам нужны не МиГи а Ил-2 тчк Если 18 завод думает отбряхнуться от страны давая по одному Ил-2 в день то жестоко ошибается и понесет за это кару тчк Прошу вас не выводить правительство из терпения и требую чтобы выпускали побольше Илов тчк Предупреждаю последний раз тчк нр П553 СТАЛИН".

Благодарность фронтовиков

Как рассказали в музее РКЦ "Прогресс", телеграмма считалась секретной, ее текст директор завода Третьяков на свой страх и риск распорядился вывесить в цехах завода. Вскоре коллектив не только освоил новую машину Ил-2, но и добился перевыполнения первоначального плана выпуска штурмовиков.

"Люди, прибывшие в Куйбышев, трудились героически, несмотря на то, что сначала корпуса стояли без крыш, в большинстве цехов не было ни электроэнергии, ни отопительной системы, ни водопровода. Не успели построить и столовых, — отметили сотрудники музея РКЦ "Прогресс". — А первая военная зима выдалась ранняя, с жестокими морозами. По недостроенным заводским цехам гулял ветер. Рабочие рыли ямы и поджигали в них политые мазутом дрова. По очереди подходили к костру, грелись. Из цехов никуда не уходили, здесь и жили".

А в сентябре-октябре 1942 года под руководством Третьякова и Литвинова по чертежам заводского СКО три одноместных штурмовика Ил-2 переоборудованы в двухместные. И после успешных испытаний самолётов в боях заводчане получили благодарность фронтовиков.

В 1943 году завод ввел в эксплуатацию несколько десятков конвейерных поточных линий, что позволило сверх плана укомплектовать самолетами девять штурмовых авиаполков. Всего за военные годы было изготовлено и передано на фронт 11 768 самолетов Ил-2.

Во время войны на заводе были созданы фронтовые комсомольские бригады, которые ежедневно перевыполняли норму. А некоторые из них давали выработку до 1000% в смену. Такие ударные бригады возглавляли Фрося Головенко, Борис Сливкин и другие.

Улица Литвинова

В июле 1944 года Анатолий Третьяков отбыл к новому месту работы, а Виктор Литвинов назначен директором предприятия. Именно он в должности главного инженера руководил эвакуацией завода из Москвы и монтажом оборудования на новом месте. Поэтому он знал предприятие как свои пять пальцев, и ему не надо было входить в курс дела.

Это успешно сказалось на работе предприятия. Виктор Яковлевич возглавил завод № 1, когда стали выпускать модернизированные штурмовики Ил-10. Под его руководством были проведены мероприятия по внесению изменений в процесс сборки этого самолета.

Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 19 августа 1944 года ему было присвоено воинское звание генерал-майора инженерно-авиационной службы. Его генеральский мундир и другие личные вещи бережно хранятся в музее. Там также сохранились уникальные записи, сделанные самим Виктором Яковлевичем.

По словам ветеранов, не только производственные вопросы занимали директора завода. В годы войны стараниями Виктора Литвинова развернулось жилищное строительство, начатое еще Анатолием Третьяковым. За два года, с 1943-го по 1945-й, было построено около 30 000 кв. м жилья, пионерлагерь на 500 мест и клуб "Победа".

В сентябре 1945 года Виктор Литвинов за выдающиеся заслуги в деле организации производства самолетов и освоение новых образцов боевой техники был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Стоит отметить, что под руководством Литвинова уже в 1958 году завод № 1 в рекордно короткие сроки был перепрофилирован с авиационного производства на ракетно-космическое.

17 мая 1984-го решением Куйбышевского горисполкома улица Электрифицированная в Куйбышеве была переименована в улицу Литвинова, а в 2010 году к 100-летию знаменитого организатора производства В. Я. Литвинова на территории РКЦ "Прогресс" поставлен памятник.

"Мы помним о наших ветеранах. На заводских корпусах есть мемориальные таблички, рассказывающие о тех, кто трудился на предприятии в годы Великой Отечественной войны, сколько было произведено самолетов, — рассказал заместитель директора по персоналу АО "РКЦ "Прогресс" Сергей Пронин. — Люди понимали, что делают большое дело, но все равно хотели защищать Родину с оружием в руках, просили снять бронь и очень обижались, когда их не отпускали на фронт. Три тысячи заводчан сумели попасть в Красную армию, до этого ударно поработав на строительстве самолетов. Их сменяли совсем юные ребята, которые тоже внесли большой вклад в победу над врагом. Мы не должны забывать трудовой и боевой подвиг заводчан. Самара - это город, где ковалось оружие Победы. Каждый шестой самолет, отправленный в действующую армию, был произведен здесь. Каждое предприятие куйбышевской Безымянки делало все для того, чтобы быстрее разгромить врага. Поэтому мы достойны в числе первых получить звание "Город трудовой доблести".

63

Последние статьи

29 мая
27 мая
22 мая
21 мая
15 мая
13 мая
12 мая
09 мая
07 мая

Архив Губерния

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
24 25 26 27 28 29 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5