Горизонтальный театр и спектакли-вечеринки

Почему "Город. Разговоры" и DJ Nikissa - тоже театр

С начала года в Самаре показали уже два спектакля, которые отличаются от театра в привычном понимании этого слова, - "Город. Разговоры" и DJ Nikissa. Они не заключены в привычные рамки сцены, в них не играют профессиональные актеры, а зрители становятся участниками спектакля.

Спектакль на 17 городов

Для мирового театра, да и для российских столиц такая неклассическая форма - давно не новость. Для Самары - пока еще да. При этом на примере и проекта "Город. Разговоры", и DJ Nikissa можно разбирать тенденции в развитии театра в XXI веке. Например, горизонтальная структура: часто спектакль готовится командой, в которой нет разделения на режиссера, художника и т.д. (так, например, работает Rimini Protokoll, одни из пионеров в изобретении новых жанров). "Город. Разговоры" задуман как горизонтальный документальный проект. В ноябре 2019-го он прошел в трех городах, в феврале 2020-го уже в 17 городах в трех странах (любой желающий мог организовать площадку для спектакля).
"Город. Разговоры" устроен так, что реальные люди, никак не связанные с театром, рассказывают свои истории в городских пространствах. Питерская команда (режиссер Борис Павлович, шеф-драматург Элина Петрова, фонд "Альма Матер") выдавала организаторам на местах только технические инструкции. В Самаре к проекту подключилась команда из "СамАрта", площадкой выбрали кофейню White cup. Тема была одинаковой для всех городов - "Как я выжил".
У спектакля нет как такового режиссера, зритель знает только героев и кураторов - тех, кто их нашел, интервьюировал и помогал оформить рассказ. В Самаре героями стали музыкант Владимир Елизаров, бизнесмен Сергей Пушкин и педагог Ольга Сташкевич, кураторами - Алексей Елхимов, Дмитрий Добряков, Юлианна и Эмиль Авраменко. В назначенный день и час забитая до отказа кофейня слушала, как Владимир Елизаров выжил в буквальном смысле и какой кармический долг он этим отдавал; как Сергей Пушкин начал жизнь заново пять раз, то не поступив в вуз и отправившись в армию, то с открытием нового бизнеса, а то и разорившись (а вообще стал бы джазовым музыкантом, если начать сначала). Как Ольга Сташкевич сумела "не потерять веру в людей, себя и Бога", когда начала работать учителем в 1990-е, открывала ателье и консалтинговое агентство, училась менеджменту, вернулась в педагогику и открыла собственную Вальдорфскую школу, не имея никакого капитала.
Что нового открывает нам в театре "Город. Разговоры"? Что нет интереснее истории, чем история реальной человеческой жизни. Что нет сейчас у искусства функции важнее, чем коммуникативная. В этом проекте коммуникация выходит за пределы искусства, здесь вообще сложно установить четкие границы. Является ли обсуждение историй частью спектакля? Является ли спектакль в каждом отдельном городе самостоятельным, или спектаклем нужно считать совокупность всех историй во всех городах? Автор идеи режиссер Борис Павлович считает, что на разных площадках проходит единый спектакль. Именно поэтому начало в тех городах, где это позволял часовой пояс, было в 15.00 по московскому времени. "Потому что все человеческие истории услышать нельзя, и неуслышанные истории, может быть, даже важнее услышанных. Потому что заставляют думать обо всем, что ты пропустил, обо всех, кого ты не расспросил", - пишет Борис Павлович.
Является ли мнение инициатора проекта обязательным для нас? Или мы можем считать самостоятельным спектаклем полтора часа плотного общения, состоявшиеся в White cup? Безусловно, очень хотелось бы заглянуть еще хотя бы в пару городов, посмотреть, как там сложились истории и коммуникация со зрителями, вывести из этого какие-то закономерности, может быть, даже черты жанра. С другой стороны, если Борис Павлович считает, что это переживание невозможности услышать все тоже является важной частью проекта - придется поверить.

Караоке-медитация

А в галерее "Виктория" в начале года показали спектакль DJ Nikissa, сделанный питерской командой, наполовину состоящей из бывших самарцев: режиссером и продюсером Никитой Славичем, музыкантом Егором Курчугиным, драматургами Машей Все-Таки и Полиной Коротыч.
Сами создатели сложно формулируют жанр: "поведенческий эксперимент, основанный на ретроспективе музыкального кода современной России и интернет-рефлексии по ней".
Говоря просто, спектакль идет в двух планах. В реальном на большом экране зрители видят караоке на хиты с 1995 по 2010 год, по песне на год. Караоке сопровождается любительским видео с YouTube, клипами, иногда записями выступлений. Зрители могут выходить к микрофону, петь или танцевать. В виртуальном плане все регистрируются в телеграм-чате, в который можно писать любые мысли по поводу происходящего (от "какая-то тухлая вечеринка" до воспоминаний, связанных с композициями), но есть там и заготовленная часть - комментарии, взятые, как утверждают создатели, прямо с YouTube.
Именно к этим комментариям больше всего вопросов — их размер не учитывал скорости, с которой новые сообщения замещают старые в чате (просто не успеваешь читать), и подобраны они довольно тенденциозно. В основном это ностальгические высказывания о том, что происходило в чьей-то жизни под тот или иной шлягер, часто завершающиеся выводами в стиле "вернуть бы все назад" или "вот была жизнь". В общем, если хиты Киркорова и Фриске не вызывают у вас схожих эмоций, гораздо интереснее читать живой чат, в котором участвуют реальные люди.
Если вернуться к тенденциям в современном театре, то DJ Nikissa - пример театра без актеров, в котором окончательная форма спектакля зависит в том числе от действий зрителей. Никита Славич не скрывает, что в названии и форме заложен оммаж к спектаклю "театра post" "Диджей Павел", где ретро-композиции складывались в историю человеческой жизни.
В DJ Nikissa нет такой явной нарративности, но при этом структура тоже задана жестко, да и у зрителей, при внешней полной свободе, набор стратегий поведения ограничен. Можно выйти петь или танцевать, можно писать в чат, можно просто наблюдать, читать и слушать. В общем-то задана и основная эмоция: создатели считают, что популярные композиции, звучащие в спектакле, - наш культурный код, так или иначе вызывающий ностальгию и способствующий ее коллективному переживанию. Рассказывают, что на некоторых спектаклях зрители так сплачивались, что продолжали общение оффлайн. В этом контексте мое отторжение к тем эмоциям, на которые пытается спровоцировать DJ Nikissa, - тоже часть общего переживания и одна из стратегий поведения.
Интересно, что зрители не осознают заданности структуры: так, в чате то и дело просят поставить любимую композицию, хотя они сменяют друг друга независимо от диджея. Это тоже важная особенность актуальных форм театра: часто свобода зрителя иллюзорна и скорее декларирована, но, безусловно, его роль как участника возрастает. Зрителю, а не режиссеру теперь отдана окончательная "сборка" происходящего, и здесь важную роль играют личный опыт, ассоциации и включение в действие.

100

Последние статьи

все новости

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 1