джаз

Логика парадоксов

В концерте «Блюз для примадонны»
Хибла Герзмава и Даниил Крамер совместными усилиями сотворили чудо в филармонии
Хибла Герзмава и Даниил Крамер совместными усилиями сотворили чудо в филармонии

Даниил Крамер любит удивлять. Имеет на это право – он свой человек в Самаре. Но на этот раз Крамер, кажется, превзошел самого себя, приехав с оперной звездой первой величины. Ее имя – Хибла Герзмава – хорошо известно в музыкальном мире. Но при чем тут джаз? Оказалось, при чем и даже очень.

 

...Но прежде чем представить примадонну, Крамер решил подготовить публику, заполнившую зал самарской филармонии:
- Как-то так получилось, что в начале моей карьеры судьба свела меня с очень многими замечательными классическими музыкантами. Дружба с ними продолжается и по сей день. Но одна моя тогдашняя встреча оказалась очень необычной: я познакомился с оперной певицей, которая с величайшим удовольствием слушала джаз. При этом уже была к тому времени обладательницей Гран-при Конкурса Чайковского, были и супергастроли, и контракты с лучшими оперными сценами мира - уже было все. И вот, когда поговорили мы с ней, нам обоим в голову пришла одна и та же мысль. «А хорошо бы сделать что-то вместе», – сказали мы, глядя друг на друга. Потом был год работы, две тонны выкинутых нотных бумаг, сутки репетиций… А потом мы приехали к вам. И думали, с чего начать, и придумали – решили начать с начала, то есть с Генделя.
После этого довольно пространного вступления на сцену вышла Хибла Герзмава, вся в черном, и запела… И зал стал свидетелем музыкального чуда, что не часто случается даже на лучших сценах мира. Это было настоящее классическое пение. Это был настоящий Гендель. И это был настоящий джаз. Голос Хиблы, чистый и прозрачный, как вода в горных реках Абхазии, звучал так, как будто она пела Норму или Джильду, а трио Крамера аккомпанировало ей, по-своему подчеркивая ритм. Это было настоящее единство противоположностей, но не в борьбе, а в музыке. Маркс на этот раз оказался прав. А слушатели в филармонии был покорены сразу и на весь вечер.
- Что сделано, то сделано, - философски заметил Крамер, едва успокоился зал, и предупредил: - Логики у нас сегодня не будет. Будет логика парадоксов. Мы сегодня будем менять все: стили, способы игры, пения… Я не знаю, что бы сказал Глинка, но мы решили спеть и сыграть для вас его знаменитый романс «Я здесь, Инезилья».
И чудо повторилось. Оно повторялось в течение вечера еще много раз, а публика все не расходилась и просила еще и еще.
Пока Хибла отдыхала между номерами, Крамер продолжал философствовать:
- Кто-то из музыкантов когда-то сказал, что первым джазменом был Бах. Очень правильно сказал. Хотя я бы две поправки внес. Самым первым джазменом был менестрель. Но таким же первым джазменом, кроме Баха, был еще и Моцарт, который использовал все джазовые импровизационные принципы. Еще и синкопировал, да с каким акцентом!.. Причем делал это в XVIII веке.
Зал намек понял, а Крамер и не стал скрывать, объявив, что «сейчас прозвучит религиозное произведение Моцарта «Аллилуйя». И снова был Моцарт и Хибла Герзмава, в чьем пении слились импровизация и скэт, бельканто и колоратура.
Второе отделение Хибла открыла исполнением «Аве Мария» Шуберта. И следом – романс Франсиса Пуленка в незнакомой композитору обработке.
- Нельзя корнать Верди, - сказала Хибла, когда Крамер предложил ей взяться за самого великого Джузеппе,- нельзя его дробить, воровать из него куски.
- А потом мы послушали и пришли к выводу – почему нельзя? – возразил ей Крамер. - Мы просто попробуем показать Верди не таким, как он сам про себя думал. И возьмем сейчас маленький фрагмент из оперы «Травиата». Ария Виолетты.
И ничего не испортили, не обкорнали. В голосе Хиблы все так же звучала любовь, как звучала она и в «Канцоне неаполитано», и в арии из оперетты Кальмана «Фиалка Монмартра».
- Эти ноты Хибла откуда-то из закутка достала, показала мне, я их прочитал с листа. И теперь мы для вас это исполняем, - прокомментировал последний номер программы Даниил Крамер.
Но он оказался не последним. Пришлось все-таки исполнить на бис арию из оперы Гершвина «Порги и Бесс». На этом чудо завершилось. Будем ждать следующего.

СМОТРИТЕ ФОТООТЧЕТ О КОНЦЕРТЕ НА http://www.vkonline.ru/article/10248.html
 

1

Последние статьи

16 августа
15 августа
14 августа
12 августа
09 августа
07 августа

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1