Марина Сидухина: «Главная задача и чиновника, и депутата – служить народу»

Марина Сидухина – о приоритетных направлениях бюджета Самарской области

Председатель комитета Самарской губернской думы по здравоохранению, демографии и социальной политике Марина Сидухина рассказала «ВК», как в регионе идет реализация национальных проектов, почему власти важно привлекать общественность к сотрудничеству и какие новые региональные законы нас ожидают в ближайшее время.

- Сегодня основные направления развития страны сформулированы в 12 национальных проектах. Вашему комитету здесь «повезло» больше всех - сразу три нацпроекта являются для вас «своими».
- Вы абсолютно правы: красной нитью в деятельности нашего комитета проходит работа по реализации национальных проектов. Конечно, сама дума не занимается их реализацией, поскольку это полномочия органов исполнительной власти. Но мы прекрасно понимаем, что законодательная ветвь власти не может быть в стороне. Это и работа с бюджетом, это и контрольные функции, а не просто проверка отчетности, это и помощь в реализации нацпроектов. В сфере интересов нашего комитета - нацпроекты «Демография», «Здравоохранение» и «Производительность труда и поддержка занятости». Мы единственные в думе, кто работает сразу с тремя министерствами - министерством здравоохранения, министерством социально-демографической и семейной политики, министерством труда, занятости и миграционной политики. В самом начале года мы встречались с представителями каждого из них. Сотрудники министерств представили нам региональные составляющие нацпроектов, а также свое видение работы ведомств по тому или иному нацпроекту.
В первую очередь, наша работа касается учреждений здравоохранения. Ведь от здоровья зависит всё - и в жизни человека, и развитие региона. Например, мы провели выездное совещание в Самарской областной детской больнице имени Н.Н. Ивановой. Обсуждали вопрос строительства хирургического корпуса, который необходим этому учреждению, а также возможность строительства нового инфекционного отделения. И, благодаря совместной работе с министерством здравоохранения, министерством строительства, теперь эти объекты включены в бюджет 2020 года.
Президент и губернатор ставят задачу - обеспечить доступность первичной медицинской помощи. Эта проблема наиболее остро ощущается в удаленных районах. Мы выезжали в Хворостянский район и увидели, как работают новые фельдшерско-акушерские пункты. Главный врач центральной районной больницы рассказал, что по программе «Земский доктор» и «Земский фельдшер» в муниципалитет привлекаются молодые специалисты. Среди них - стоматолог, хирург, педиатр... Значит, жителям не надо будет ездить далеко, чтобы попасть на прием к этим специалистам. Побывали мы и в Портпоселке в Тольятти. Среди прочего рассматривался вопрос о строительстве в поселке новой амбулатории. Старая была построена еще в советское время, но сейчас находится в крайне запущенном состоянии. И мы приняли решение, что средства на этот объект обязательно будут включены в бюджет 2020 года в феврале, когда будут рассматриваться поправки в главный финансовый документ области.
- Губернатор Дмитрий Азаров постоянно подчеркивает, что реализация национальных проектов невозможна без активного участия людей, неравнодушных граждан. На ваш взгляд, как вовлекать людей в диалог власти и общества?
- Работать на людей и не учитывать их мнение - это нонсенс. Я вообще не представляю работу без взаимодействия с людьми, с общественностью. У меня богатый опыт в этом плане. Началось все еще в школе. Там жизнь просто бурлила - октябрята, пионерия, комсомол. После окончания института я работала врачом - 11 лет практикующим хирургом, затем в женской консультации, пять лет возглавляла медицинский центр «Семья». А работа врача - это, в первую очередь, умение выслушать человека, чтобы в конечном итоге поставить правильный диагноз и назначить лечение, которое ему поможет. Способ лечения невозможно назначить, не учитывая мнение человека. Кто-то решится на хирургическую операцию, а кто-то предпочтет лекарства и процедуры. Я могу предложить разные варианты, рассказать об их плюсах и минусах, но выбирает все равно сам пациент. Точно так же и в нашей работе. Прислушиваться к мнению людей очень важно. В комитете отлажена работа с коллегиальными органами, сформированы две общественные комиссии - по здравоохранению и социальной политике и труду.
- Каждый год при принятии областного бюджета депутаты и правительство подчеркивают его социальную направленность. С одной стороны, это не вызывает ни у кого осуждения. Но с другой стороны, не идет ли это в ущерб экономическому развитию региона? Не «проедаем» ли мы средства?
- Социальная направленность бюджета должна быть априори. Почему? Потому что самое главное богатство страны, области, муниципалитета - человек. И если человеку будет некомфортно здесь жить, если для его детей не будет детских садов и школ, то как он будет себя чувствовать? Захочет ли он здесь жить? Поэтому все прекрасно понимают, что социальная направленность бюджета должна быть в приоритете.
Но вы правильно заметили, что «проедать» средства нельзя. Почему мы последние два года так много говорим об адресности социальной поддержки, о критериях нуждаемости? Мы должны направлять деньги именно тем людям, которые в них нуждаются. Взять те же многодетные семьи, они ведь все разные. Но нельзя помогать одинаково и тем, кто еле-еле сводит концы с концами, и обеспеченным, состоятельным семьям. Поэтому и введены законодательно критерии, которые определяют, кто может претендовать на помощь государства. Наша задача состоит в том, чтобы многодетные семьи не переступали черту бедности, чтобы наши семьи хотели иметь детей и не боялись их рожать.
Мы должны помогать и старшему поколению. В нацпроекте «Демография» есть подпроект, рассчитанный именно на старшее поколение. В нацпроекте «Производительность труда и поддержка занятости» предусматривается возможность для переквалификации людей предпенсионного возраста, получения ими новых профессий. Это же наш золотой фонд.
Так что не случайно, что у нас 67% расходов бюджета - это социалка. А это и культура, и спорт, и здравоохранение, и образование. Но, естественно, мы не должны забывать об инвестиционной составляющей, об экономическом развитии.
- Какими законами о мерах социальной поддержки может гордиться ваш комитет? Какие темы находятся в разработке?
- Я бы не стала употреблять слово «гордиться». Во многом законодательная база в социальной сфере уже сформирована, идет постоянная работа по ее совершенствованию в связи с изменениями федеральных законов. Большая работа была проведена по поручению Дмитрия Игоревича Азарова по мерам социальной поддержки населения. У нас сейчас концептуально изменился подход: главное - адресность помощи, критерии нуждаемости.
Для ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда мы должны сделать все возможное, что в наших силах. Обеспечение жильем детей-сирот - мы должны исполнять обязательства государства перед ними. Но мы видим, что уже сформировались две очереди на жилье - те, кому оно предоставляется по решению суда, и те, кто претендует на него по закону после достижения возраста 18 лет. Получается, что судебные иски исполняются, а дети, которые стоят в законной очереди, жилье не получат, пока в суд не подадут.
Или еще один пример. Сегодня многодетной считается семья, воспитывающая трех и более детей возрастом до 18 лет. И смотрите, что получается: старшему ребенку исполняется 18 лет, он поступает, например, в институт или техникум, и семья лишается статуса многодетной и тех льгот, которые полагаются по закону. Но ведь, по сути, семья по-прежнему содержит троих детей. Поэтому мы предлагаем поднять планку с 18 до 23 лет.
- Вы работали заместителем министра социально-демографической и семейной политики Самарской области, так сказать, «по другую сторону баррикад». В чем разница в подходах к проблемам между чиновниками и депутатами?
- Я не чувствую эту разницу. Да и баррикад между нами никаких не может быть, потому что у нас одна цель - работать для людей.
- Но ведь можно по-разному видеть пути достижения этой цели.
- Я побывала и в той роли, и в этой. Точно так же мы работали с общественностью, выезжали на места, общались с людьми, разрабатывали законодательные инициативы. И там, и там главная задача - служить народу.
- В 2007 году вы возглавили городскую думу Новокуйбышевска, став первой женщиной-руководителем представительного органа муниципалитета в Самарской области. Тяжело было работать с депутатами?
- Не скрою, тяжело. Наверное, и гендерный признак здесь свою роль сыграл. Когда в зале заседаний большинство мужчин, и причем каких мужчин! Это руководители заводов, крупных предприятий. Конечно, были сложности, но опыт работы, который я получила, ни с чем не сравнить.
На своей первой пресс-конференции как председателя городской думы меня ваши коллеги-журналисты спросили, должны ли быть депутаты профессионалами? Меня этот вопрос сначала даже в ступор ввел, и я переспросила, в каком именно смысле профессионалами? У нас этому нигде не учат, у нас нет школы депутатов. Депутатами становятся по призванию, по велению души.

28

Последние статьи

09 апреля
08 апреля
07 апреля
06 апреля
03 апреля
02 апреля
01 апреля
31 марта

Архив Власть и политика

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5