В селе Малая Малышевка на фасадах домов размещают солнечные знаки

Глава сельской администрации Сергей Курапов со старинной гармонью
Глава сельской администрации Сергей Курапов со старинной гармонью

Село Малая Малышевка Кинельского района было основано на Оренбургском тракте переселенцами из Рязанской губернии. Сведения об истории села собрал краевед-любитель Юрий Черезов. О прошлом Малой Малышевки местные ребятишки узнают с помощью музейных экспонатов.

Взгляд из прошлого

Экспозиция разместилась в одном из помещений школы в Малой Малышевке. Ребята, которые приходят сюда, погружаются в атмосферу старины. В ту атмосферу, в которой жили их прадедушки и прабабушки. Среди книг есть старинные церковные.
А вот книга, написанная недавно, и с ее помощью можно узнать немало любопытного о прошлом. Ее автор - Юрий Черезов, и называется она «Ономастика, или Взгляд из прошлого в будущее».
«Юрий Черезов тщательно изучал свою родословную, - рассказывает глава сельского поселения Сергей Курапов, ставший нашим экскурсоводом. - С помощью самарских, оренбургских, рязанских и московских архивов он нашел сведения о своем роде вплоть до 1465 года. Он изучил все сохранившиеся ревизские сказки. В одной из них, от 1801 года, - самое раннее упоминание о Малой Малышевке. Малышане перебрались сюда из нескольких сел Рязанской губернии. В честь одного из них, Малышева, и было названо наше село. Переселенцы перенесли сюда свой быт, приметы которого нигде в нашем районе вы больше не увидите. Например, они строили дома-мазанки, которые не были подвержены пожарам, в отличие от обычных деревянных домов».
Да и название местного храма, возведенного в 1835 году, храма во имя Михаила Архангела, связано с выходцами из Рязанской губернии, считает Сергей Викторович: «Переселенцы были крещены у себя на родине в церкви, освященной в честь Архангела Михаила. Та церковь впоследствии сгорела. В память о ней и был назван храм в нашем селе».
Через полвека после возведения этот храм был расширен. У здания появились боковые пристройки, а изнутри его обшили медными листами, что впоследствии не раз спасало церковь от пожара. Внутреннее убранство необычно и торжественно: росписи с библейскими сюжетами по медным листам, старинные иконы, дореволюционная утварь.
Уникальна эта церковь и тем, что она никогда не закрывалась, в отличие от большинства остальных. Связано это, главным образом, с тем, считает глава сельского поселения, что она скрыта от досужих глаз, находится на краю села, вдалеке от проезжей дороги. Сюда, в эту церковь, направлялись в годы воинствующего атеизма прихожане из многих других сел. Сюда привезли иконы Григория Журавлева, когда в его родной Утевке закрыли церковь. Позднее, в 90-е годы прошлого века, их вернули на родину.
Как вспоминали старожилы, особенно много людей приходило на церковные службы в годы Великой Отечественной – во время лихолетья прихожане, хватаясь за соломинку, молились о спасении своих близких...

«Людское сердце пусть не каменеет…»

Когда проходишь по селу, невольно обращаешь внимание на то, что многие дома украшены деревянной резьбой. Село славилось своими мастерами-плотниками. «На заборах и фасадах домов жители часто размещали солнечные знаки, - рассказывает глава сельского поселения. - У меня есть такой проект – заказать и установить витражи с номерами домов и знаком солнца…»
«Село наше было казенное. Крестьяне никогда не находились в подчинении у помещика. Может, поэтому мужики у нас были такие крепкие», - говорит Сергей Курапов.
Экспонаты музея позволяют наглядно представить, как прежде жили в Малой Малышевке. Деревянные ступы для толчения муки, старинные прялки, маслобойки, горшки, лапти, плетеный короб для переноски сена, люлька. Старинная гармонь, прообраз саратовской гармошки. «Я на гармошке играть умею, но на этой – нет, у нее настрой другой», - говорит глава сельского поселения. Вот отремонтированный Сергеем Викторовичем патефон с пластинками. А вот эта вещичка не характерна для села - скорее, это примета городского быта. Печка «буржуйка». «Раньше она находилась в самарском драмтеатре, - поясняет Сергей Викторович. - Лет тридцать назад кое-кто из жителей села «колымил» там. Печка стояла в театре без дела, и ее отдали. А вы знаете, в чем счастье «буржуйки»? Она мобильная, легко разбирается на детали и укладывается в чемоданчик».
Отдельная экспозиция – портреты и письма с фронта жителей села, участников Великой Отечественной. Эти документы любовно собрал еще один Черезов, Николай.
Рядом со школой - необычный памятник участникам той войны, поставленный по инициативе Сергея Курапова. Крылатая конструкция из разрезанных труб, покрытых металликом, сверкающий факел из красного витражного стекла посередине, плиты с высеченными на них именами фронтовиков вокруг монумента и два артиллерийских орудия времен Великой Отечественной по углам. Назвали памятник так: «Ушедшим на фронт малышанам». Их было 1116 человек. «Я подумал, что это неправильно – ставить памятник только погибшим, - говорит Курапов. - Поэтому на плитах выбиты имена всех жителей села, которые ушли на фронт. Мы сняли даже фильм про фронтовиков-малышан, и показываем его сельчанам...»
Еще один необычный памятник - в поле, недалеко от села.
И появился он тоже по инициативе главы сельского поселения. Малую Малышевку в старину часто называли Башкиркой. И эта скульптурная композиция, установленная в 2005 году в виде башкирского головного убора из гранитных камней - памятник Башкирке. На мемориальной плите высечены стихи Дианы Леоновой:
«Людское сердце пусть не каменеет
От прошлых лет и от былых обид,
Пусть память предков вечным ветром веет,
А добрый разум всех поймет и всех простит».
С появлением памятника связана такая легенда. В старину здесь была кровопролитная битва между казаками, защищавшими российские рубежи, и кочевниками-башкирами. Кочевников разгромили, а оставшихся в живых решили повесить. И тут выяснилось, что среди недругов оказалась девушка-воин. Ее оставили в живых – с условием: похоронить павших соплеменников. Но и выполнив это условие, она продолжала жить здесь, в вырытой ею землянке. Каждое ее утро начиналось с молитвы о погибших. «Рядом проходила дорога, по которой ездили крестьяне, - рассказывает Сергей Викторович. - Русские люди - добрые. Кто банку молока ей принесет, кто хлеба, кто лепешку. Тем и жила. Она могла уйти, но осталась здесь до конца жизни.
И памятник этот - не башкирке, а духовной ее силе, верности своему долгу, прощению…»

Одна из достопримечательностей Малой Малышевки – памятник башкирке
Местные школьники узнают об истории родного села с помощью музейных экспонатов
142

Последние статьи

10 декабря
09 декабря

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1