В селе Русское Добрино Клявлинского района не прерываются песенные традиции

В местном ДК воссоздан уголок русской избы, где можно окунуться в быт и атмосферу «гренадерских» времен 
В местном ДК воссоздан уголок русской избы, где можно окунуться в быт и атмосферу «гренадерских» времен 

Это село Клявлинского района - на самом краю губернии. Совсем рядом - граница с Татарстаном. Те, кто доберется сюда, обязательно почувствуют, какие талантливые, открытые душой и гостеприимные люди здесь живут. Люди, дорожащие культурой и историей своей малой родины. И вполне оправдывающие название своего села - Русское Добрино.

Охранная грамота

Предки многих из них жили здесь на протяжении веков. Вот, например, Надежда Георгиевна Козыркина, чей дедушка был героем Первой мировой войны. Уже много лет она занимается изучением истории своего края.
«Первое упоминание о нашем селе датируется 1602 годом, - рассказывает Надежда Георгиевна. - О нем есть запись в церковно-приходской книге, которая хранится в Уфимском архиве. Места здесь хорошие, добрые, отсюда и название села. Вначале сюда приехали три брата - Иван, Денис и Герасим Ивкины. Моя девичья фамилия - тоже Ивкина. Дед, Василий Константинович, был потомком старшего брата, Ивана».
Во время царствования Петра I крестьяне из центральных губерний стали переселяться на окраины России. Ходоки из села Рулинки Пензенской губернии облюбовали этот край и переехали сюда. Места и вправду здесь были благодатные - леса, родники, урожайная земля.
«Как рассказывал дед, - говорит Надежда Георгиевна, - село наше никогда не было крепостным. Жители считались людьми казенными. У них была охранная грамота, которая разрешала самостоятельно заниматься хозяйством. Собирали оброк, целые возы отвозили к Волге, грузили на корабли и отправляли к царскому двору. На службу брали в основном в Преображенский и Семеновский полки. А деда в 1907 году, когда ему исполнилось 19 лет, призвали в Гренадерский лейб-гвардии полк. Там же служили и некоторые другие выходцы из нашего села. Дед сначала служил ездовым в эскорте царских особ. Когда началась Первая мировая война, его перевели в бомбардиры. Воевал он в звании фельдфебеля до 1918 года под командованием генерала Брусилова и был награжден тремя Георгиевскими крестами».

Добринские «Девчата»

Одним из товарищей Василия Ивкина по полку был его земляк Георгий Волчков, дед еще одной уроженки Русского Добрино Натальи Красильниковой. Сейчас она - директор местного Дома культуры и руководитель вокальной группы «Девчата».
Восемь солисток этого ансамбля в сарафанах с красивыми узорами радушно встретили нас в фойе Дома культуры. Встретили угощением и песнями - лирическими и задорными, с красивым раскладом голосов.
«Девчатам» - больше четверти века, и состав их за это время практически не изменился. Они поют и эстрадные песни, и народные - те, что с детства слышали в родном селе от своих родителей, бабушек и дедушек.
«Песни у нас пели в каждом доме, и мы потихоньку стали подпевать, - рассказывает Наталья Красильникова. - Сейчас поем на всех праздниках - и в нашем селе, и в других. А еще показываем театрализованные программы - читаем стихи, танцуем, разыгрываем сценки».
Их выступления - это прекрасная возможность прикоснуться к традициям села, сложившимся на протяжении столетий. Таков, например, русский обряд «Посиделки», который показывают «Девчата». Последний раз они выступали на сельскохозяйственной ярмарке в Клявлино, и, как всегда, сельские жители принимали их очень тепло.
В местном Доме культуры усилиями Натальи Красильниковой и ее помощников воссоздан уголок русской избы. Здесь окунаешься в быт и атмосферу «гренадерских» времен. В музейном уголке можно увидеть и серп, и деревянные вилы (такими до сих пор пользуются в селе), и квашню, и кочедык для плетения лаптей, и маслобойку, и плетеные корзины, и много чего еще, рассказывающего о том, как раньше была устроена жизнь в селе.

Там, где покоится воин Епифаний

Патриархальный сельский быт в Русском Добрино, как и везде, был взбаламучен в годы Гражданской войны.
В то время село было ареной ожесточенных боев. Прошли здесь и колчаковцы, и отряды взбунтовавшейся Чапанной дивизии, и белогвардейские части атамана Дутова. И красноармейцы.
В 1921-м, когда военные передряги закончились, в село вернулся Василий Константинович Ивкин. Гренадер, прошедший множество баталий.
«Три года он добирался до дома, - рассказывает внучка Василия Константиновича. - А когда вернулся, его арестовали за георгиевские награды. Отсидел в тюрьме четыре года. Потом работал колхозником. Детей его на учебу нигде не брали из-за прошлого Василия Константиновича. А один из них, Иван, фиктивно отрекся от отца, и ему позволили поступить в военное училище. В селе деда называли Гренадером, как и других его сослуживцев. Когда дед был в силе, мы часто вместе с ним ходили в гости к ним. Он прожил долгую жизнь, умер в 1978-м, когда ему было девяносто».
Вспоминает Надежда Георгиевна такой случай. «Как-то девчонкой я захотела помыть от грязи сапоги в луже возле того места, где раньше была церковь. А дед дал подзатыльник и сказал: «Нельзя. Здесь Епифан похоронен».
Уже в наше время на месте разрушенной Казанской церкви поставили деревянный поклонный крест. Рядом табличка со словами: «Здесь покоится раб Божий воин Епифаний, попечитель храма». В наше время было обнаружено его захоронение. Нашли и эполет, принадлежавший Епифанию, - свидетельство его славного боевого прошлого. Поблизости еще один крест и еще одно захоронение. Здесь покоится местный батюшка Евлампий Семенович Беневаленский.
А рядом с местом, где возвышался храм во имя Казанской иконы Божьей Матери, погубленный в годы борьбы с религией, построена деревянная срубовая церковь, куда приходят на службу местные бабушки…

В музейном уголке можно увидеть и серп, и деревянные вилы (такими до сих пор пользуются в селе), и квашню, и кочедык для плетения лаптей, и маслобойку, и плетеные корзины, и много чего еще, рассказывающего о том, как раньше была устроена жизнь в селе 

На месте разрушенного Казанского храма поставили деревянный поклонный крест, а рядом была построена срубовая церковь
Ансамбль «Девчата» встречает гостей красивыми лирическими и задорными песнями
37

Последние статьи

09 декабря
06 декабря
05 декабря
04 декабря
03 декабря

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1