Театр-студия «Грань» вернулся из Перми и уехал в Кудымкар

Год театра у новокуйбышевского коллектива выдался фестивальным. Кажется, впервые в этом году такое их количество. Новосибирск, Камышин, Евпатория. Начиная с сентября – Иркутск, Пермь, Кудымкар... Завершится же гастрольный марафон выступлением на «Золотой маске» в Ижевске в ноябре.

Фестивали разные нужны

Фестиваль в Кудымкаре «Сообщение», где театр «Грань» буквально на днях открывал фестивальную программу, называет себя межнациональным и собирает театры из Новокуйбышевска, Республики Марий Эл, Петрозаводска, Перми, Кирова, Екатеринбурга. Тема этого года звучит так: «Театр о театре». Выступления участников должны стать ответом на вопрос: «Что такое «театральность» для театра сегодня?». Помимо всего, обширная дополнительная программа: лекции, выставки и мастер-классы, в том числе по коми-пермяцкой культуре. Вообще, стоит сказать несколько слов о месте проведения. Кудымкар – город с населением 30 тысяч жителей. Так и просится шутка, что это единственный город в России, где градообразующим предприятием является театр. Но ведь действительно, такое немногочисленное население - и один из старейших театральных коллективов Западного Урала – Коми-Пермяцкий национальный драматический театр, с труппой в 40 человек и собственным фестивалем.
 

Встреча актеров со зрителями

Но вот что такое «PostФакт» в Перми? Фестиваль прошел впервые, и его программу составили спектакли из лонг-листа «Золотой маски» этого года (которым, по мнению отборщиков «PostФакта», не хватило самой малости, чтобы войти в шорт). Уже понятно, что в афише нет ни одного проходного спектакля: «Дон Жуан» театра «Сатирикон», «Зимняя сказка» ТЮЗа им. А.А. Брянцева, «Пилорама плюс» театра драмы им. Волкова, сами организаторы - «Театр-Театр» - показали «Пьяных» и многие другие.
Театр «Грань» совсем недавно вернулся с пермского фестиваля, где показывал «Старшего сына». У автора «ВК» была возможность присутствовать на «PostФакте» с самого первого дня и до яркого финала, когда худрук «Театра-Театра» и самого фестиваля Борис Мильграм, выйдя на сцену, пригласил всех желающих зрителей на фуршет по случаю завершения. Всех. А зал, между прочим, это около 800 мест. А все потому, что зритель на этом фестивале занимал самое почетное и важное место. Не просто зритель, а обязательный участник.
Каждый показ завершался обсуждением, а арт-директор Олег Лоевский начинал каждый вечер со слов: «Это не встреча зрителей с актерами, а наоборот, встреча актеров со зрителями. Поэтому задавайте вопросы, ругайте на чем свет стоит, актеры и режиссер вас внимательно слушают», - говорил он. И если в первый день казалось, что идея эта мало реализуема, то с каждым днем все больше и больше желающих оставалось после спектакля в фойе - и говорили, хвалили, конечно же, потом робко высказывали свое мнение, свои варианты того, как понимать этот спектакль. В общем, зритель работал на фестивале активно. И в финальный день, когда литовский драматург Марюс Ивашкявичюс сказал: «Почему-то в России бытует мнение, что театр должен развлекать. Хотя во всем мире театр - это место, где зритель активно работает, его заставляют мыслить, ему задают вопросы…» - стало понятно, что «PostФакт» именно к этому на протяжении всех пяти дней и подталкивал – не бояться задавать вопросы, думать, высказываться, экспериментировать.
Параллельно с основной программой для зрителей была организована лаборатория «PostЗритель», в частности, с драматургом Ивашкявичюсом ее участники разбирали пьесу «Ад и мир».  В последний день состоялась читка в их исполнении. И в то, что это не актеры, было сложно поверить. Именно со зрителями, с потенциальными ли или с постоянными, мастер-классы проводили театральные художники (итогом стали афиши к спектаклю «Дон Жуан»), фотографы (вернисаж фестиваля), хореографы (перформанс «До опыта» был показан в последний день фестиваля), композиторы (музыкальная инсталляция в финале) и даже был мастер-класс театрального критика, и это не только о том, как писать рецензии, главным образом, как читать спектакль.
Плюс ко всему просветительская часть для всех желающих, например, лекция-перформанс Татьяны Багановой (театр «Провинциальные танцы») о том, как понимать современную хореографию, с показом видеофрагментов, исполнением вживую. Лекция композитора Владимира Раннева «Что сочиняет современный композитор». В итоге все вместе складывалось в общую, довольно сложную, но привлекательную картину - фестиваль ненавязчиво, увлекательно обучал тому, как понимать, читать современное искусство.

Между нами вода

Последняя инсталляция «На поклон» была посвящена именно зрителю. Следуя пошаговой инструкции, гости проходили в зрительный зал, где уже звучали фоном аплодисменты. Вставая в центр сцены, жмурясь от лучей софитов, каждый на секунду мог почувствовать себя актером. При том, что на сиденьях были расклеены надписи - «восторг», «раздражение», «негодование», «умиление», «скука» и т.д. Поклонившись этому залу, можно было выйти вон, но зрители рассаживались и наблюдали за новыми и новыми «актерами», помогая им аплодисментами.
Погружение в театр завершилось. Ну, что сказать, и даже будучи жителем большого мегаполиса с достаточным количеством театров и фестивалей, ощущаешь чувство белой зависти. Но присутствует уверенность, что фестиваль такого формата мог появиться не везде. Пожалуй, только в городе, способном на самоиронию, со своим индивидуальным, умным, довольно свежим лицом, и где, например, гуляя по набережной, на бетонном заборе можно прочесть «Ущипни меня за бетон, я тоже хочу почувствовать себя живым» или, немного прищурившись, увидеть на другой стороне Камы слова «Между нами вода». Ну и, конечно, надпись про счастье не за горами.
Фестиваль «PostФакт» в Перми завершился. В Кудымкаре он счастливо продолжается. А впереди у театра «Грань» - «Золотая маска» в Ижевске. Стоит посмотреть, что же происходит там.

31

Последние статьи

22 февраля
21 февраля
20 февраля
19 февраля
18 февраля
17 февраля

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3