Эксперты пресс-клуба газеты «Образование – Самарский регион» обсудили реализацию национального проекта

На очередном заседании, состоявшемся в Детском технопарке "Кванториум-63 регион", речь шла об инженерно-технологической сфере, и, в частности, о работе детского технопарка.

На пороге технобудущего

Что такое кванториум? Это то, о чем родители нынешних старшеклассников в детстве только мечтали. Тогда за счастье было иметь в школе кабинет с вычислительными машинами, которые представляли собой огромные ламповые мониторы с гудящими системными блоками, работающими на дискетах. Объем дискеты составлял всего 360-720 килобайт. Для сравнения: размер фотографии, снятой на смартфон, в пять раз больше. Мониторы показывали максимум восемь цветов, качество картинки было соответствующим. Общение с компьютером в основном заключалось во вводе текстовых команд на абстрактном языке, а такого понятия, как «виртуальная реальность», не существовало.
А сегодня школьники создают компьютерные программы, «умные» приложения для смартфонов, печатают на 3D-принтерах, конструируют роботов, виртуозно управляются с виртуальной реальностью и квадрокоптерами. Всем этим они занимаются в детских технопарках.
В Самарской области они появились в 2017-м и за два года стали мегапопулярными среди школьников. Впрочем, в том, что кванториумы полюбятся детям, сомнений быть не могло. Где еще, как не здесь, ребята могут воплотить в жизнь почти любую, еще вчера казавшуюся фантастической идею.
В юном возрасте люди особенно пытливы, готовы экспериментировать и придумывать. Для этого в технопарках есть мультимедийная и цифровая техника, другое новейшее оборудование, а также опытные наставники. Как говорят преподаватели кванториума, интерес к инженерному делу у подрастающего поколения вырос в разы. Педагоги в работе с детьми используют индивидуальный подход. Занятия в технопарке интересны как школьникам, так и студентам начальных курсов.

«Наши занятия отличаются от школьных и в кружках тем, что мы стараемся настроить ребенка на самообразование, - объясняет преподаватель дополнительного образования Самарского кванториума Игорь Стрыгин. - Конечно, преподаватели курируют ребят, но дети ищут знания сами, в зависимости от этого выстраивается образовательная траектория. Работа командная. Ребята выбирают одну идею из предложенных и воплощают ее. Попутно они осваивают различные технологии, с помощью которых получается конечный продукт».
 

Открыт для всех

О необходимости создавать центры цифрового развития детей («IT-кубы»), развитии сети детских технопарков «Кванториум», оснащении центров цифрового и гуманитарного профиля в школах в Послании говорил губернатор Дмитрий Азаров: «Нужно не только обновлять оборудование в сельских школах, но и менять учебные программы, грамотно подходя к созданию центров дополнительного образования».
На самарской и тольяттинской площадках технопарка «Кванториум» сейчас бесплатно обучаются две тысячи воспитанников по нескольким направлениям: «Автоквантум», «Наноквантум», «ИТ-квантум», «Робоквантум», «Аэроквантум», «Космоквантум», «VR/AR-квантум» (виртуальная и дополненная реальность) и другим. Двери его открыты для всех, нужно только подать заявку в соответствующей группе «ВКонтакте» или на сайте кванториум63.рф и пройти собеседование вместе с родителями, чтобы выяснить предпочтения ребенка.
Наставники и воспитанники технопарка являются победителями и призерами состязаний различного уровня. Работы ребят и педагогов регулярно демонстрируются на различных выставочных площадках и форумах. Технопарк постоянно проводит собственные мероприятия, к примеру, «Инженерные каникулы», организует фестивали по направлениям детского инженерного творчества. На молодежном форуме ПФО «iВолга» уже второй год работает «Детская академия наук». За неполные два года работы воспитанники и педагоги технопарков получили несколько престижных федеральных и международных наград.
 

Нацпроект - в помощь

В рамках национального проекта «Образование», который реализуется по инициативе Президента Владимира Путина, особое внимание в регионе уделяется развитию цифровых технологий. Так, в этом году более 200 тысяч школьников Самарской области приняли участие во всероссийском мероприятии «Урок цифры». Это один из самых высоких показателей в стране. Также можно отметить тот факт, что 75% образовательных учреждений губернии имеют высокоскоростной доступ к сети Интернет.
В этом году по региональному проекту «Современная школа» нацпроекта «Образование» в 45 школах Самарской области открылись центры цифрового и гуманитарного профиля «Точка роста». Работа по их созданию продолжается - до 2022 года они появятся еще в 115 учреждениях общего образования региона. Также до 2022-го не менее чем в 279 учреждениях общего и среднего профессионального образования будет создана цифровая образовательная среда, в том числе посредством их оснащения современным компьютерным и мультимедийным оборудованием. Это будет сделано на средства областного бюджета.
Кроме того, до 2022 года откроются еще два детских технопарка «Кванториум» - в Сызрани и Новокуйбышевске, появится мобильный «Кванториум», а также два центра цифрового образования детей «IT-куб» в Самаре и Тольятти.
А для того, чтобы у детей из глубинки уже сегодня появилась возможность проявить себя в техническом творчестве, робототехнике, познакомиться с 3D-оборудованием и шлемами виртуальной реальности, в этом году в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» (это тоже составная часть нацпроекта) за счет средств регионального бюджета открыты 19 детских мини-технопарков, которые работают по модели кванториума. По оценкам специалистов, это привлечет в систему технического творчества более 90 тысяч школьников.

Константин Льольин,
руководитель управления комплексной безопасности и цифровизации образования Минобрнауки Самарской области:
- В этом году одним из наиболее активных направлений работы является обновление оборудования для предмета «технология». В школы поставляются не молотки и зубила, а современная техника, станки, швейные машины и оверлоки. Если ребята выберут для себя технические специальности, в учебные заведения высшего и среднего специального звена они придут подготовленными, владеющими техникой работы на современном оборудовании.

 

Алексей Богатов,
директор Самарского областного центра детско-юношеского технического творчества:
- Инженерное образование сейчас переживает серьезные метаморфозы. Уровня одного только общего образования не достаточно для адаптации к новым условиям экономики, ситуации на рынке труда. Мы должны готовить детей к технологическому прорыву, чтобы представители нового поколения могли свободно решать нестандартные задачи и воплощать их в жизнь. Важно, чтобы ребята видели реальную пользу от своих трудов. Это будет новая формация творческих инженеров.

77

Последние статьи

14 ноября

Архив Общество

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3