Эксперты пресс-клуба газеты «Образование – Самарский регион» обсудили реализацию национального проекта

На очередном заседании, состоявшемся в Детском технопарке "Кванториум-63 регион", речь шла об инженерно-технологической сфере, и, в частности, о работе детского технопарка.

На пороге технобудущего

Что такое кванториум? Это то, о чем родители нынешних старшеклассников в детстве только мечтали. Тогда за счастье было иметь в школе кабинет с вычислительными машинами, которые представляли собой огромные ламповые мониторы с гудящими системными блоками, работающими на дискетах. Объем дискеты составлял всего 360-720 килобайт. Для сравнения: размер фотографии, снятой на смартфон, в пять раз больше. Мониторы показывали максимум восемь цветов, качество картинки было соответствующим. Общение с компьютером в основном заключалось во вводе текстовых команд на абстрактном языке, а такого понятия, как «виртуальная реальность», не существовало.
А сегодня школьники создают компьютерные программы, «умные» приложения для смартфонов, печатают на 3D-принтерах, конструируют роботов, виртуозно управляются с виртуальной реальностью и квадрокоптерами. Всем этим они занимаются в детских технопарках.
В Самарской области они появились в 2017-м и за два года стали мегапопулярными среди школьников. Впрочем, в том, что кванториумы полюбятся детям, сомнений быть не могло. Где еще, как не здесь, ребята могут воплотить в жизнь почти любую, еще вчера казавшуюся фантастической идею.
В юном возрасте люди особенно пытливы, готовы экспериментировать и придумывать. Для этого в технопарках есть мультимедийная и цифровая техника, другое новейшее оборудование, а также опытные наставники. Как говорят преподаватели кванториума, интерес к инженерному делу у подрастающего поколения вырос в разы. Педагоги в работе с детьми используют индивидуальный подход. Занятия в технопарке интересны как школьникам, так и студентам начальных курсов.

«Наши занятия отличаются от школьных и в кружках тем, что мы стараемся настроить ребенка на самообразование, - объясняет преподаватель дополнительного образования Самарского кванториума Игорь Стрыгин. - Конечно, преподаватели курируют ребят, но дети ищут знания сами, в зависимости от этого выстраивается образовательная траектория. Работа командная. Ребята выбирают одну идею из предложенных и воплощают ее. Попутно они осваивают различные технологии, с помощью которых получается конечный продукт».
 

Открыт для всех

О необходимости создавать центры цифрового развития детей («IT-кубы»), развитии сети детских технопарков «Кванториум», оснащении центров цифрового и гуманитарного профиля в школах в Послании говорил губернатор Дмитрий Азаров: «Нужно не только обновлять оборудование в сельских школах, но и менять учебные программы, грамотно подходя к созданию центров дополнительного образования».
На самарской и тольяттинской площадках технопарка «Кванториум» сейчас бесплатно обучаются две тысячи воспитанников по нескольким направлениям: «Автоквантум», «Наноквантум», «ИТ-квантум», «Робоквантум», «Аэроквантум», «Космоквантум», «VR/AR-квантум» (виртуальная и дополненная реальность) и другим. Двери его открыты для всех, нужно только подать заявку в соответствующей группе «ВКонтакте» или на сайте кванториум63.рф и пройти собеседование вместе с родителями, чтобы выяснить предпочтения ребенка.
Наставники и воспитанники технопарка являются победителями и призерами состязаний различного уровня. Работы ребят и педагогов регулярно демонстрируются на различных выставочных площадках и форумах. Технопарк постоянно проводит собственные мероприятия, к примеру, «Инженерные каникулы», организует фестивали по направлениям детского инженерного творчества. На молодежном форуме ПФО «iВолга» уже второй год работает «Детская академия наук». За неполные два года работы воспитанники и педагоги технопарков получили несколько престижных федеральных и международных наград.
 

Нацпроект - в помощь

В рамках национального проекта «Образование», который реализуется по инициативе Президента Владимира Путина, особое внимание в регионе уделяется развитию цифровых технологий. Так, в этом году более 200 тысяч школьников Самарской области приняли участие во всероссийском мероприятии «Урок цифры». Это один из самых высоких показателей в стране. Также можно отметить тот факт, что 75% образовательных учреждений губернии имеют высокоскоростной доступ к сети Интернет.
В этом году по региональному проекту «Современная школа» нацпроекта «Образование» в 45 школах Самарской области открылись центры цифрового и гуманитарного профиля «Точка роста». Работа по их созданию продолжается - до 2022 года они появятся еще в 115 учреждениях общего образования региона. Также до 2022-го не менее чем в 279 учреждениях общего и среднего профессионального образования будет создана цифровая образовательная среда, в том числе посредством их оснащения современным компьютерным и мультимедийным оборудованием. Это будет сделано на средства областного бюджета.
Кроме того, до 2022 года откроются еще два детских технопарка «Кванториум» - в Сызрани и Новокуйбышевске, появится мобильный «Кванториум», а также два центра цифрового образования детей «IT-куб» в Самаре и Тольятти.
А для того, чтобы у детей из глубинки уже сегодня появилась возможность проявить себя в техническом творчестве, робототехнике, познакомиться с 3D-оборудованием и шлемами виртуальной реальности, в этом году в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» (это тоже составная часть нацпроекта) за счет средств регионального бюджета открыты 19 детских мини-технопарков, которые работают по модели кванториума. По оценкам специалистов, это привлечет в систему технического творчества более 90 тысяч школьников.

Константин Льольин,
руководитель управления комплексной безопасности и цифровизации образования Минобрнауки Самарской области:
- В этом году одним из наиболее активных направлений работы является обновление оборудования для предмета «технология». В школы поставляются не молотки и зубила, а современная техника, станки, швейные машины и оверлоки. Если ребята выберут для себя технические специальности, в учебные заведения высшего и среднего специального звена они придут подготовленными, владеющими техникой работы на современном оборудовании.

 

Алексей Богатов,
директор Самарского областного центра детско-юношеского технического творчества:
- Инженерное образование сейчас переживает серьезные метаморфозы. Уровня одного только общего образования не достаточно для адаптации к новым условиям экономики, ситуации на рынке труда. Мы должны готовить детей к технологическому прорыву, чтобы представители нового поколения могли свободно решать нестандартные задачи и воплощать их в жизнь. Важно, чтобы ребята видели реальную пользу от своих трудов. Это будет новая формация творческих инженеров.

92

Последние статьи

04 июня
03 июня
02 июня

Архив Общество

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3