На самарской сцене впервые поставили оперу Прокофьева «Любовь к трем апельсинам»

В Самарском театре оперы и балета прошла премьера оперы Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». Режиссером спектакля стала Наталья Дыченко из Москвы, дирижер-постановщик - главный дирижер самарского театра Евгений Хохлов.

В эстетике авангарда

Мы живем в мире авангардистов - дома, мебель, посуда, дизайн. Многое из «сегодня» придумано художниками-экспериментаторами в начале ХХ века. А малахитового цвета халаты врачей и апельсинового цвета куртки дорожных рабочих? Это все Малевич. Он изучал влияние цвета. Вот и в самарских «Апельсинах» царят яркий, чистый цвет и геометрические формы. Фрагменты картин Кандинского, Экстера в видеопроекциях и в костюмах. Футуристические конструкции, словно из какой-нибудь «Мистерии-буфф». Черный квадрат, белый, красный  - как центр сценического пространства, а главный герой Принц и вовсе словно сошедший с полотна сам Казимир Малевич в красном берете. Художник-сценограф спектакля - Елена Соловьева, художником по костюмам стала Наталья Земалиндинова (Ростов-на-Дону), световую партитуру создал Евгений Ганзбург (Санкт-Петербург), балетмейстер - Павел Самохвалов.
«Любовь к трем апельсинам» - одна из самых популярных опер во всем мире, и не единожды постановщики обращались в ее оформлении к авангарду. Причина тому, конечно, время создания и авторы. 
Эту оперу однажды назвали «Озорной девчонкой, затесавшейся в среду взрослых серьезных людей», сравнивая с другими сочинениями Прокофьева. Опера поставлена по мотивам сказки Гоцци. По сюжету этой сказки Всеволод Мейерхольд написал сценарий для театральной постановки и опубликовал его в журнале. Сценарий прочитал едущий в США в 1915 году Сергей Прокофьев и написал свое либретто. «А здорово, - отмечал композитор в своих дневниках, - из этого можно кое-что сделать…» Премьера состоялась в Чикаго в 1921 году, дирижировал оркестром сам Прокофьев.

Картонные страсти

«Любовь к трем апельсинам» - это опера-буфф, пародирующая серьезность и красивость собственно оперы как жанра. Оперные маги, короли - всего лишь колода карт, злодеи нестрашны, скорее смешны. И с каким пафосом исполнит Анатолий Невдах свою арию Труффальдино о том, что не боится ложки, огромной медной ложки, а сколько самоиронии в игре Рената Латыпова, исполнившего сказочно-страшную Кухарку. Настоящая опера-буфф, но одновременно и комедия дель-арте с масками, с коломбинами и арлекинами. И опера-феерия с фантастическим, сказочным сюжетом - Принц влюбляется в три апельсина и отправляется на их поиски. Из одного апельсина вылупляется принцесса Нинетта и становится его невестой. Впрочем, из двух других апельсинов тоже вылуплялись принцессы, но тут же гибли от жажды. В многочисленных постановках авторы решали с огромной изобретательностью эти метаморфозы, а сами апельсины бывали квадратными или же такими огромными, что их вывозил паровоз (наш паровоз бежит вперед…) или их выкатывали. В самарской постановке апельсины нарисованы на холстах. Это картины. И главный герой Принц просто отрывает кусок бумаги.

Отличный день для премьеры

Но «Любовь к трем апельсинам» - это еще и театр в театре. Актеры хора, больше похожие на сторонних зрителей, случайных прохожих - в обычных свитерах, куртках, брюках. Они вмешиваются в сюжет, напоминая нам, что здесь все понарошку. Это спектакль. А как утверждал Мейерхольд, на сцене «все не так, как в жизни». Придворные медики, трубачи, чудаки, они же и монтировщики, комментируют происходящее и помогают главным героям.
Все это в «Апельсинах» кажется возможным, потому что и Прокофьев, и Мейерхольд, два великих автора, решили похулиганить. На сломе эпох, в самое непростое время, написали веселую, легкую, комическую оперу, которая, пожалуй, не вписывается ни в один жанр.
И эта опера про торжество смеха и его исцеляющую силу. А как не смеяться, когда весь мир летит в тартарары - революции, великая депрессия, террор... Но именно смех не дает человеку сойти с ума, когда весь мир на грани. «Ха-ха», - сначала робко, пробуя незнакомое, непривычное сочетание звуков, произносит Принц. Но вот смех становится сильнее и увереннее. И Принц хохочет над злой волшебницей Фатой-Морганой и исцеляется, чтобы потом отправиться за своими апельсинами. Партию Принца во второй день премьеры блестяще исполнил Антон Кузенок - сегодня солист Кёльнской оперы, а еще недавно солист самарской оперной труппы.
Премьера состоялась в пятницу, 13-го, и почему-то не кажется удивительным, что все прошло благополучно. «Пятница, 13-е - отличный день для премьеры такой оперы! – сказал Евгений Хохлов. - Музыка Прокофьева и театральная магия преодолели злые силы».

67

Последние статьи

16 октября
15 октября
14 октября
11 октября
10 октября

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6