Как несколько бывших самарских семей сохраняют культурное богатство в Клявлинском районе

В начале десятых годов несколько семей в Самаре решили покинуть шумный мегаполис и переехать поближе к природе. Это были люди разных возрастов и интересов - вчерашние студенты, офисные работники, строители, пенсионеры. В поисках подходящего места для переезда они остановились на селе Старые Сосны Клявлинского района. В старинном живописном селе, где воздух настоян на аромате цветущих луговых трав.

Сельские легенды

Местные власти пошли новоявленным старососенцам навстречу - предоставили несколько колхозных домов, помогли купить и оформить земельные участки. Да и местные жители помогали освоиться. Новоселы, а их было не многим более полутора десятка, держались вместе, коммуной. С головой они окунулись в новую жизнь. Восстановили старые дома и строили новые, охотно обучаясь самым разным ремеслам. Возвели теплицу, освоили производство металлоконструкций, овладели работой с деревом. Чему они только не научились здесь!.. Даже музыкальные инструменты сами стали изготавливать и сами научились играть на них. Для всех желающих они теперь дают мастер-классы (например, обучают традиционному ремеслу - набойке по ткани). А еще предлагают поиграть в старинные народные игры.
Два года назад бывшие самарцы создали в Старых Соснах музей, где бережно хранится все, что связано с историей села. Музей размещается в том же здании, где и школа. Нас здесь радушно встречают две молодые женщины, одетые в национальные мордовские одежды, - Ирина Басмурова и Алина Немова. Они русские, но, как и другие люди из этой инициативной группы, с интересом собирают и изучают все то, что связано с историей и традициями Старых Сосен, где в основном живет мордва эрзя. «Мы начали с идеи о том, что нужно сберечь то культурное богатство, которое есть в селе. Это нужно и нам, и нашим детям, и, надеюсь, всем людям, которые связывают свое будущее с этой землей», - говорит Ирина. Она и ее сподвижники собирают воспоминания местных жителей, старые народные песни, традиционные предметы быта. Многое из этого хранится в музее. Конная упряжь, кухонная утварь, полотенца с традиционной вышивкой, коромысло, старинные костюмы и немало другого. Рядом - карта достопримечательностей села и его окрестностей. Есть здесь и необычная народная топонимика - Митин лес, Поле татарина, Лохматая гора. А еще в этой местности - множество таящих загадки пещер, которые также обозначены на карте. Они издавна притягивают сюда спелеологов и туристов. Вот одна из загадочных, в духе «Острова сокровищ», историй. В начале пятидесятых годов прошлого века в лесу, на горе у Старых Сосен, местные ребята нашли большой камень в форме плиты. На нем были нарисованы лук и стрела, показывающая на восток. Надпись на камне с дореволюционной орфографией свидетельствовала, что в указанном месте хранится оружие. Ребята, нашедшие камень, отправились туда, куда указывала стрела, и нашли в чащобе земляной, сложенный из бутового камня погреб. Правда, он оказался уже пустым. Кто там прятал оружие и куда оно делось, - осталось загадкой.

40 ключей

Беседуя со старожилами, изучая архивные материалы и старые публикации, переехавшие сюда самарцы узнали немало интересного об истории села Старые Сосны и окрестных сел. Захотели этим поделиться с другими и разработали экологические туристические маршруты. Самый обширный, «40 ключей», предусматривает экскурсию не только по Старым Соснам, но и по трем соседним селам и их окрестностям. С ними связано немало любопытных историй. Например, в деревне Ключёвка в Гражданскую размещался штаб белогвардейцев, которые прятали там оружие.
Первое упоминание о другой деревне, Долгоруково, относится ко второй половине восемнадцатого века, как о мещанской.
В предреволюционные годы здесь построили ветряную мельницу, кирпичный завод. В свое время здесь обосновался князь Долгоруков, отсюда и название деревни. Позднее здесь было имение среднепоместных дворян Рычковых. Дмитрий Иванович Рычков, владелец этих земель, был потомком Петра Ивановича Рычкова, известного российского государственного деятеля, экономиста и географа. Дмитрий Иванович служил в Лейб-гвардии Драгунском полку. Выйдя в отставку, обосновался в Долгоруково, здесь и был похоронен в 1872 году. На территории усадьбы располагался одноэтажный барский дом с множеством светлых комнат и отапливаемый семью печами. Во всю длину этого дома шли два дубовых балкона. По воспоминаниям старожилов, дом находился в живописном месте на холме. У его подножия бил родник. На территории имения был разбит сад с аллеями сирени и акаций. Эти растения, а также сосны-старожилы и родник, до сих пор напоминают о прежней жизни.
Еще одно знаменательное село, которое включили в туристический маршрут, – Софьино (в прошлом - деревня Поляевка). Здесь, как и в Старых Соснах, жила и продолжает жить в основном мордва. Свое название село получило в память о дочери местного барина Софье, которая утонула в здешнем пруду. До революции здесь была усадьба помещиков Арсеньевых. Это был самый внушительный усадебный комплекс на территории нынешнего Клявлинского района. Еще полвека назад здесь можно было увидеть красивое, но уже полуразрушенное каменное здание с арочными окнами, окруженное акациями и сиренью. Рядом с этим зданием были дом приказчика и барский сад. Сейчас на этом месте остался лишь полукруглый фундамент, окруженный по-прежнему зарослями сирени и акации.
В местном пруду, вспоминали старожилы, жили лебеди. Чувствовали они себя в селе вольготно. Лебедь с лебедятами свободно могли пройти по селу, и их никто не трогал. Сохранились воспоминания о том, что Арсеньевы приезжали в это имение каждое лето. Их встречали крестьяне и, по сложившейся традиции, накрывали стол около каждого дома. Барин, который был весельчаком и балагуром, проходя мимо накрытых столов, обязательно угощался каким-нибудь блюдом. В музее в Старых Соснах можно увидеть родословное древо дворян Арсеньевых. Древо составлено на основе архивных изысканий, и его корни уходят в восемнадцатый век.

Старинные обряды и мордовские песни

Разработали здесь и этнографическую экскурсию. «Мы рассказываем, как жили раньше эрзя в этой деревне, - говорит Алина Немова. - О ремесле, вышивке, о местных обрядах. Был, скажем, обряд, связанный с жизнью зерна. Мы инсценируем его. Показываем, например, как раньше крестьяне призывали дождь. А посмотреть эту инсценировку к нам приезжают ребята из Клявлино и других сел».
В музее вам расскажут и про местную писательницу Ксению Семеновну Петрову, которая создала первую мордовскую азбуку. С 1936 по 1942 год она работала учительницей в здешней школе, а попутно писала стихи и пьесы на мордовском языке. Не оскудела талантами эта земля и сегодня. Так, одна из местных жительниц, Анна Захаровна Павлова, сочиняет эрзянские песни, и их исполняет местный ансамбль. «Мы эти песни записываем, - говорит Алина. - Теперь я и сама могу их спеть».

Отстояли святыню

Одна из главных достопримечательностей села Старые Сосны, которую также не минует туристический маршрут, - построенная в 1840 году церковь во имя святого Архангела Михаила. С самого начала каменное здание церкви с деревянной колокольней вмещало до пятисот верующих. Когда в конце двадцатых годов прошлого века церкви повсюду разрушали, в Старых Соснах сельчане с вилами в руках отстояли свою святыню. А в пристрое к храму долгое время сберегались иконы из разрушенной церкви в соседней Воскресенке. В 1937 году церковь в Старых Соснах была закрыта. На одном из заседаний колхозного правления ее решили сломать и даже снарядили бригаду для этого. Спасла церковное здание одна из местных жительниц, которая предложила оборудовать здесь зернохранилище. Местные верующие продолжали хлопотать о том, чтобы здание было снова передано церкви и, в конце концов, добились своего. В 1947 году, на Пасху, храм снова открыли, и с тех пор службы здесь не прекращаются.
Жизнь села, прошлая и настоящая, активно обсуждается на созданной инициативной группой страничке ВКонтакте «Сельские традиции на новый лад», где затрагиваются вопросы поиска пути гармоничного сосуществования человека и природы.
Планы у «новых старососенцев» большие. «Мы хотим облагородить село, - говорит Алина Немова. - Раньше здесь был хороший пруд, теперь он зарастает. Нужно его благоустроить, почистить. Здешние родники в советское время периодически чистили, хорошо бы и эту традицию возродить с помощью волонтеров».
Инициативная группа из Старых Сосен ждет и волонтеров, и всех желающих познакомиться поближе с этим селом, с деревенскими традициями, ремеслами и научиться чему-то новому. При желании здесь можно стать мастером на все руки – и плотником, и столяром, и каменщиком, и печником, и сварщиком, и поваром, и косарем, и садоводом, и портным, и ландшафтным дизайнером...

94

Последние статьи

19 августа
16 августа
15 августа
14 августа
12 августа
09 августа

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1