Как самарским производителям выйти на региональный и экспортный рынки

Ответить на этот вопрос попытались эксперты «Волжской коммуны», обсудив проблему привлекательности местных продуктов питания на круглом столе в Самарском доме журналиста.

Универсальный товарный знак

В 2017 году региональный Минпромторг принял дорожную карту «Повышение конкурентоспособности местной продукции». Главной задачей проекта стали повышение узнаваемости самарской продукции на прилавках и увеличение ее конкурентоспособности по сравнению с аналогами, которые производятся за пределами области. Первым шагом на пути к большой цели стало создание регионального торгового знака «Самарский продукт», «Сделано в Самарской области». По мнению руководителя департамента торговли и развития потребительского рынка министерства промышленности и торговли Самарской области Алексея Софронова, он должен выдаваться любым предпринимателям, которые производят как пищевую, так и непищевую продукцию на территории губернии. В Минпромторге отмечают, что данная инициатива призвана послужить подспорьем для местных производителей.
Сегодня товарный знак можно получить бесплатно в течение одной недели. Для потребителя это значит, что местный продукт будет легко идентифицировать в торговых сетях. Кроме того, по мнению Софронова, для самих производителей это не только гарант узнаваемости, но и возможность выйти на новый уровень торговли. Они будут лучше ориентироваться в правилах оформления и маркировки, которых требует Роспотребнадзор, и смогут стабильно наращивать объем продукции, обеспечив ритмичность поставки.
В среднем в месяц поступает от двух до четырех заявок на получение. Впрочем, продукты местного производства, которые еще не получили этот знак, и без этого выделяются на прилавках губернии. В сетях «Лента», «Миндаль» и «Пеликан» уже сейчас можно найти специальные ценники с указанием на «самарский продукт».

Курс на экспорт

В феврале этого года в послании Федеральному собранию Президент РФ поставил задачу увеличения экспорта продовольствия на мировой рынок до 25%. Самарская область сегодня находится на третьем месте в ПФО по производству продуктов питания после Татарстана и Нижегородской области. В регионе экспортируют примерно на 218,5 млн долларов. За последний год эта сумма увеличилась больше чем на 20%. Львиную долю занимает экспорт зерна - почти 55% от общего объема экспорта, на следующем месте масло-жировая отрасль, на третьем - кондитерские изделия (чуть более 7%), безалкогольные напитки и алкогольная продукция - чуть меньше 7%. Основная часть производителей продуктов питания - крупные корпорации. Однако в последние четыре года сильно выросло число мелких и средних предприятий - с 6 до 12%. И именно они берут на себя ответственность по производству продукции повышенного качества - деликатесов.
Еще одной важной тенденцией развития пищевой промышленности в Самарской области является глубокая переработка сельскохозяйственного сырья. «Она предполагает выпуск продукции с очень высокой технологичностью, - поясняет консультант управления развития малых форм хозяйствования и перерабатывающей промышленности регионального министерства сельского хозяйства и продовольствия Надежда Романова. - Это пектины, инулины, которые востребованы не только в РФ, но и на мировом рынке». В министерстве задумываются и о производстве органической продукции. Так, в августе 2018 года был принят закон, который четко регламентирует, что можно называть ЭКО-продукцией и что такое органическое сельское хозяйство. С 2020 года будут регламентированы все нормы производства, транспортировки и хранения таких продуктов.
В настоящий момент в Самарской области утверждается дорожная карта по созданию этих защищенных брендов, утверждает Надежда Романова.

Заниматься своим делом

Напомним, что в ноябре 2018 года в Самаре заработал Агропромышленный парк, одна из задач которого - помогать «молодому» производителю успешно развиваться и интегрироваться в торговые сети. Сегодня здесь создаются приемлемые условия для мелких и частных производителей: сюда переехала ярмарка, которая раньше проходила на площади Куйбышева. И это значительно выгоднее: если аренда места в центре города составляла 700-1000 рублей за место (с учетом ежемесячной платы), то в Агропарке это 300-500 рублей (платить можно посуточно). Не говоря уже о специфике самого помещения: 18 тыс. кв. м в основании здания с полностью оборудованными холодильниками (около 10 тыс.), которые обеспечивают регулируемый температурный режим для всех видов продукции. На территории торгово-производственной площадки организован и контроль продукции (фитосанитарный, ветеринарный). Это не только защищает потребителя от некачественной продукции, но и приучает неопытных производителей к правилам производственного контроля в торговых сетях.
Дирекция Агропарка также оказывает помощь в сертификации местного продукта, а это прежде всего узнаваемость - большая мотивация для ферм. «Каждый должен заниматься тем, что умеет, - уверен директор Самарского Агропарка Дмитрий Штоков. - Фермер умеет производить, а вопрос рекламы, маркетинга и продвижения - уже не его забота».

Подходящие условия

Ну а что по этому поводу думают сами фермеры? Самарский виноградарь Сергей Елисеев, занимающийся виноградарством и воноделием с 1990 года, для продвижения своего продукта выбрал оригинальный путь. Он стал рассылать свои бутылки на дегустацию в разные регионы страны и за рубеж. Профессионалы дегустировали вина и давали Сергею свои рекомендации. В 2014 году предприниматель получил письмо из Торгово-промышленной палаты Крыма с просьбой прислать вино на дегустацию. В итоге из четырех вариантов вин три получили золотые медали.
«Это во многом толкнуло меня на дальнейшую творческую деятельность, - говорит Елисеев. - Сейчас в моей коллекции насчитывается более 200 сортов со всех регионов страны. А закон о гаражном виноделии дал мне возможность торговать уже не только с места, но и в сети. Сейчас оформлены практически все документы, связанные с производством, отработаны технологии и осуществлен подбор сортов. Думаю, что в этом году мы уже получим лицензию на право розничной торговли.
В Самаре появится новый бренд, которым можно будет реально гордиться».
Главным преимуществом самарского региона в виноделии Сергей считает чистую экологию. «В нашем регионе в среднем количество выпадающих осадков 400 мм. Этого достаточно для получения высоких урожаев винограда и недостаточно для роста грибка, значит, их не придется уничтожать химикатами», - говорит виноградарь.

Алексей Софронов,
руководитель департамента торговли и развития потребительского рынка областного Минпромторга:
- Для нашего производителя, особенно малого, достаточно серьезный вопрос - войти в торговую сеть. Некоторые попадают туда и получают массовый возврат продуктов, а сеть с ними разрывает договор, потому что их продукция неконкурентна. Мы говорим о том, что нужно начать с первой стадии - ярмарки. Это как раз тот непосредственный контакт производителя и потребителя, при котором формируется пул лояльности и в итоге создается стабильный спрос.

 

Лариса Карпенко,
директор кондитерской «Чайный час»:
- Бюджет, на который мы рассчитывали, не помог реализовывать продукцию
на ярмарках и через торговые сети, потому что она скоропортящаяся. Сейчас мы сотрудничаем с магазинами здорового питания и фитнес-барами и планируем реализовывать продукт через вендинговые автоматы. Так мы не будем зависеть от сетей, аренды площадей и персонала, а продукт станет более доступным для жителей Самарской области.

 

29 региональных товарных знаков выдано самарским производителям за шесть месяцев 2019 года

78

Последние статьи

11 декабря
06 декабря
03 декабря
30 ноября
29 ноября
27 ноября
23 ноября
21 ноября
17 ноября
16 ноября
11 ноября
09 ноября

Архив Рынки

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
24 25 26 27 28 29 30
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4