Авторский взгляд: «Если тебе нравится театр - совсем не обязательно на нем жениться!»

Лариса Матросова, бывший журналист «Волжского комсомольца», специально для «Волжской коммуны» рассказывает о своей давней и большой любви к театру «Самарская площадь».

Лариса Матросова

Говорят, что «Если тебе нравится театр - совсем не обязательно на нем жениться!»Ну, то есть можно на него просто смотреть. Что я и делаю. Как зритель. Потому что я выросла вместе с ним.

Женю… ой, простите, Евгения Борисовича - помню еще студентом начальных курсов КуАИ. Был скромный и тихий. Может быть, потому что сильно заикался тогда. Сейчас – нет, не заикается. Преодолел! Во взрослом уже возрасте, что редкость. Но Женя вообще мастер резких поворотов и неожиданных поступков – во всем, вы еще в этом убедитесь!

Там, в КуаАИ, и попробовал первый раз сцену – в очень популярном тогда СТЭМе (Студенческом театре эстрадных миниатюр). Чтобы вы поняли – тогда спектакли СТЭМа КуАИ были популярнее, чем концерт Шнура сейчас . Билеты распространялись мгновенно и были предметом спекуляций и многочисленных обменов, а сколько межвузовских студенческих браков возникло на волне интересе «медиков», «педиков» и «строителей» к СТЭМу КуАИ!

Потом – хлоп! Ушел из КуАИ, поступил в «Щуку» – говорят, его папа, первый секретарь горкома партии, не был сильно рад такому резкому повороту: престижная профессия авиаинженера давала реальную надежду на кусок хлеба в отличие от непонятной профессии режиссера несуществующего (тогда) театра.

А тут – Перестройка и Гласность - и театр-студия под руководством Евгения Дробышева при Доме молодежи стал дико популярным. Все студенты и вся инженерная молодежь с авиационных и космических предприятий Безымянки ломилась на его новый спектакль «Демонстрация». Это вызвало панику в среде областного партийного руководства: так высмеять замшелую манеру поведения чиновно-партийных руководителей! Так узнаваемо их показать!

При том, что папа Жени был тогда уже крупным профсоюзным начальником, и ему наверняка пытались «указывать на поведение сына».

А Женя, уже дипломированный режиссер, по-прежнему, как будто немного стесняясь новой роли, все рассказывал и рассказывал о своем спектакле везде, куда его приглашали: и в редакции областной молодежной газеты «Волжский комсомолец», и в Доме Печати – на встрече с зубастыми журналистами, и на комсомольских конференциях , где заводская интеллигенция могла и овацию устроить, и неудобные вопросы задать.

Женя не просто отвечал. И поддерживал Перестройку не только в своих спектаклях - на настоящей первомайской демонстрации тоже. Тогда, 1 мая 1988 года, артисты театра со своим молодым режиссером вышли на площадь Куйбышева со своими лозунгами, а не с выданными от обкома комсомола транспарантами. Это были реквизитные лозунги спектакля «Демонстрация» - насмешливые и пародийные .

Они нарушили тогда привычное течение шествия «всенародной поддержки», вызвали гнев на начальственных трибунах и предвосхитили начало нового этапа в жизни не только Куйбышева, но и страны СССР. Куйбышев вскоре стал Самарой, а страна – Российской Федерацией.

Тогда казалось, что счастье говорить свободно только начинается, и других проблем уже не будет. На самом деле, все трудности только начинались: рухнул комсомол, похоронив под обломками обкомы ВЛКСМ и принадлежащие им Дома молодежи. Театр-студия стал скитаться по дворцам культуры и клубам. Но продолжал ставить новые спектакли, и почти все они становились театральным событием: в Москве; в Штутгарте, в Стара Загоре, Дрездене.

Помогали тогдашний мэр Олег Сысуев, выпускник КуАИ, банкир Игорь Лейко – тоже бывший однокашник по КуАИ. Спектакли ставили острые, яркие, молодежные: «Ночь накануне Ивана Купалы», «Играем Бидструпа». Сейчас уже мало кто помнит, кто такой Бидструп, а в те годы карикатуры датского художника были чрезвычайно популярны, но вот новое поколение узнает об этом факте из миманса «Играем Бидструпа», который до сих пор идет в театре.

 Если посмотреть на СамПЛО сейчас – красивое здание в стиле модерн, в центре города, интересные и современные спектакли, небольшой уютный зал, всегда с аншлагом – можно подумать, что все это само собой получилось. И только директор театра Наталья Носова, которая работает в театре со дня основания, помнит годы скитаний по арендованным площадкам дворцов культуры и 13 лет жизни в вечном ремонте здания (спасибо городским властям - отдали под театр бывший кинотеатр!), и участливую помощь Дмитрия Азарова в его бытность главой Самары, и поддержку городских властей, и вот – долгожданное новоселье, и новый этап роста театра – своя сцена, свои гримерки, свои декорации! И главное – свой зритель.

 Зритель – это и я тоже. И мой 90-летний папа, который пришел сюда впервые год назад в День Победы по приглашению театра, и был приятно поражен не только теплым приемом, но и спектаклем. Он волновался, потому что давно уже не ходил в театр, настраивал свой слуховой аппарат и признавался, что «боялся смотреть спектакли про войну – мне все они казались ненастоящими. По крайней мере, все то, что я раньше видел. С кино как-то больше совпадений было. А вот в театре – понимаю, сложнее показать. А тут играют такие молодые ребята, которые и войны-то не нюхали. И я им верю».

Я тоже верю. Верю актрисе Екатерине Репиной в «Танец Дели» Ивана Вырыпаева, верю Елене Остапенко в «Уроках русского и литературы» и всегда верю Михаилу Акаемову и Евгению Лоркину - что бы они ни произносили со сцены!

А как перепахал всю нашу семью спектакль «Наш городок»! Просто ком в горле все второе отделение – с этими людьми в белом и белыми памятниками им в виде пустых стульев. Мы потом принудительно подарили всем своим родственникам и их семьям билеты на этот спектакль и еще на «Долгий рождественский обед». Многие из них, не будучи театралами, пошли по принципу «дареному коню в зубы не смотрят» и испытали те же чувства, что и мы.

Теперь мы ходим на премьеры вместе с ними. И я стремлюсь сюда в любой свободный вечер, на любой новый спектакль – потому что знаю, что у Дробышева скучно не бывает.

 В общем, я хотела написать про театр, а получилось, как всегда, про себя. «Потому что писать про себя легко и приятно!»

 

 

 

112

Последние статьи

11 октября
10 октября
09 октября
08 октября

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
24 25 26 27 28 29 30
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4