Авторский взгляд: «Если тебе нравится театр - совсем не обязательно на нем жениться!»

Лариса Матросова, бывший журналист «Волжского комсомольца», специально для «Волжской коммуны» рассказывает о своей давней и большой любви к театру «Самарская площадь».

Лариса Матросова

Говорят, что «Если тебе нравится театр - совсем не обязательно на нем жениться!»Ну, то есть можно на него просто смотреть. Что я и делаю. Как зритель. Потому что я выросла вместе с ним.

Женю… ой, простите, Евгения Борисовича - помню еще студентом начальных курсов КуАИ. Был скромный и тихий. Может быть, потому что сильно заикался тогда. Сейчас – нет, не заикается. Преодолел! Во взрослом уже возрасте, что редкость. Но Женя вообще мастер резких поворотов и неожиданных поступков – во всем, вы еще в этом убедитесь!

Там, в КуаАИ, и попробовал первый раз сцену – в очень популярном тогда СТЭМе (Студенческом театре эстрадных миниатюр). Чтобы вы поняли – тогда спектакли СТЭМа КуАИ были популярнее, чем концерт Шнура сейчас . Билеты распространялись мгновенно и были предметом спекуляций и многочисленных обменов, а сколько межвузовских студенческих браков возникло на волне интересе «медиков», «педиков» и «строителей» к СТЭМу КуАИ!

Потом – хлоп! Ушел из КуАИ, поступил в «Щуку» – говорят, его папа, первый секретарь горкома партии, не был сильно рад такому резкому повороту: престижная профессия авиаинженера давала реальную надежду на кусок хлеба в отличие от непонятной профессии режиссера несуществующего (тогда) театра.

А тут – Перестройка и Гласность - и театр-студия под руководством Евгения Дробышева при Доме молодежи стал дико популярным. Все студенты и вся инженерная молодежь с авиационных и космических предприятий Безымянки ломилась на его новый спектакль «Демонстрация». Это вызвало панику в среде областного партийного руководства: так высмеять замшелую манеру поведения чиновно-партийных руководителей! Так узнаваемо их показать!

При том, что папа Жени был тогда уже крупным профсоюзным начальником, и ему наверняка пытались «указывать на поведение сына».

А Женя, уже дипломированный режиссер, по-прежнему, как будто немного стесняясь новой роли, все рассказывал и рассказывал о своем спектакле везде, куда его приглашали: и в редакции областной молодежной газеты «Волжский комсомолец», и в Доме Печати – на встрече с зубастыми журналистами, и на комсомольских конференциях , где заводская интеллигенция могла и овацию устроить, и неудобные вопросы задать.

Женя не просто отвечал. И поддерживал Перестройку не только в своих спектаклях - на настоящей первомайской демонстрации тоже. Тогда, 1 мая 1988 года, артисты театра со своим молодым режиссером вышли на площадь Куйбышева со своими лозунгами, а не с выданными от обкома комсомола транспарантами. Это были реквизитные лозунги спектакля «Демонстрация» - насмешливые и пародийные .

Они нарушили тогда привычное течение шествия «всенародной поддержки», вызвали гнев на начальственных трибунах и предвосхитили начало нового этапа в жизни не только Куйбышева, но и страны СССР. Куйбышев вскоре стал Самарой, а страна – Российской Федерацией.

Тогда казалось, что счастье говорить свободно только начинается, и других проблем уже не будет. На самом деле, все трудности только начинались: рухнул комсомол, похоронив под обломками обкомы ВЛКСМ и принадлежащие им Дома молодежи. Театр-студия стал скитаться по дворцам культуры и клубам. Но продолжал ставить новые спектакли, и почти все они становились театральным событием: в Москве; в Штутгарте, в Стара Загоре, Дрездене.

Помогали тогдашний мэр Олег Сысуев, выпускник КуАИ, банкир Игорь Лейко – тоже бывший однокашник по КуАИ. Спектакли ставили острые, яркие, молодежные: «Ночь накануне Ивана Купалы», «Играем Бидструпа». Сейчас уже мало кто помнит, кто такой Бидструп, а в те годы карикатуры датского художника были чрезвычайно популярны, но вот новое поколение узнает об этом факте из миманса «Играем Бидструпа», который до сих пор идет в театре.

 Если посмотреть на СамПЛО сейчас – красивое здание в стиле модерн, в центре города, интересные и современные спектакли, небольшой уютный зал, всегда с аншлагом – можно подумать, что все это само собой получилось. И только директор театра Наталья Носова, которая работает в театре со дня основания, помнит годы скитаний по арендованным площадкам дворцов культуры и 13 лет жизни в вечном ремонте здания (спасибо городским властям - отдали под театр бывший кинотеатр!), и участливую помощь Дмитрия Азарова в его бытность главой Самары, и поддержку городских властей, и вот – долгожданное новоселье, и новый этап роста театра – своя сцена, свои гримерки, свои декорации! И главное – свой зритель.

 Зритель – это и я тоже. И мой 90-летний папа, который пришел сюда впервые год назад в День Победы по приглашению театра, и был приятно поражен не только теплым приемом, но и спектаклем. Он волновался, потому что давно уже не ходил в театр, настраивал свой слуховой аппарат и признавался, что «боялся смотреть спектакли про войну – мне все они казались ненастоящими. По крайней мере, все то, что я раньше видел. С кино как-то больше совпадений было. А вот в театре – понимаю, сложнее показать. А тут играют такие молодые ребята, которые и войны-то не нюхали. И я им верю».

Я тоже верю. Верю актрисе Екатерине Репиной в «Танец Дели» Ивана Вырыпаева, верю Елене Остапенко в «Уроках русского и литературы» и всегда верю Михаилу Акаемову и Евгению Лоркину - что бы они ни произносили со сцены!

А как перепахал всю нашу семью спектакль «Наш городок»! Просто ком в горле все второе отделение – с этими людьми в белом и белыми памятниками им в виде пустых стульев. Мы потом принудительно подарили всем своим родственникам и их семьям билеты на этот спектакль и еще на «Долгий рождественский обед». Многие из них, не будучи театралами, пошли по принципу «дареному коню в зубы не смотрят» и испытали те же чувства, что и мы.

Теперь мы ходим на премьеры вместе с ними. И я стремлюсь сюда в любой свободный вечер, на любой новый спектакль – потому что знаю, что у Дробышева скучно не бывает.

 В общем, я хотела написать про театр, а получилось, как всегда, про себя. «Потому что писать про себя легко и приятно!»

 

 

 

105

Последние статьи

19 июля
18 июля
17 июля
16 июля
15 июля
12 июля
11 июля
10 июля

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
24 25 26 27 28 29 30
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4