В Самаре открылась выставка «Несуетные образы»

Экспозиция с произведениями российского художника Петра Дика (1939–2002) открылась в зале «Лекторий» Самарского областного художественного музея 4 июля и продлится до 28 июля. На выставке художника родом из Алтайского края можно увидеть камерные, «тихие» произведения, созданные автором сухой пастелью, а иногда и углем, на бумаге.

Судьба у художника была трудной. Детство прошло в военные и послевоенные годы. Родители как этнические немцы подверглись репрессиям. И признание к нему, выпускнику Строгановского художественного училища, пришло довольно поздно, когда художнику было за 50.

Тогда, в девяностые, негромкую красоту его работ оценили любители искусства в Москве («Третьяковке») и Санкт-Петербурге (Русском музее), в Лондоне и Италии, в Германии и многих российских городах, среди которых была и Самара. И вот, спустя годы, в Самаре опять показывают его произведения, уже посмертно. Выставка «Несуетные образы» приурочена к 80-летию со дня рождения Петра Дика.

Первое ощущение от этих произведений – кажется, автор разговаривает с тобой, ведет неспешный диалог. Да и в самих работах мастера, представленных на выставке, постоянно варьируется тема общения двоих. То это «Друзья», сидящие к нам спиной, То бабушка с внучкой. То дуэт детей, играющих на дудке и на флейте. То это мать и дитя. То влюбленные. А то - человек и его собака. Некоторые работы так и называются - «Двое». Лиц почти нигде не видно. Многое дается намеком. И внимательный зритель о многом поймет по позе персонажей, по композиции, по сочетанию цветовых пятен. Чаще всего здесь оттенки серого, красного и черного. И кажется, что эти красочные пятна и плоскости как-то взаимодействуют друг с другом.

Пастельные штрихи словно преображают пространство. Вместо привычной для нас линейной перспективы – столкновения светлого и темного, большого и малого. Минимумом изобразительных средств автор добивается того, что персонажи его работ притягивают к себе. Таковы и трогательный пес «Белый Бим», и «Юный созерцатель», и «Мужчина в черной шляпе». И эти бабушки, и эти дети. И эти люди с книгами, отрешенные от суеты.

Иногда атмосфера графики тревожная. Чаще – умиротворенно-возвышенная. И никаких бытовых подробностей, отвлекающих от главного. Сам художник как-то сказал: «Меня интересуют не столько реалии быта, сколько внутренние пружины духовного состояния людей». Не случайно Петр Дик очень интересовался иконописью. Особенно ему был близок Феофан Грек. Конечно, произведения Дика не назовешь религиозными. И все же… Вот мнение заместителя директора Самарского областного художественного музея Татьяны Петровой: «Это мир земной. Но мир, преображенный взглядом художника. Он сосредотачивается на своих моделях и облекает их духовностью».

На открытии выставки ценители живописи говорили об уникальности творческой манеры Петра Дика, об их лаконичности, остроумии и одухотворенности. Стоит отметить, что московская галерея «Грос-Арт», подготовившая выставку вместе со вдовой художника Кирой Лимоновой, передала в дар Самарскому областному художественному музею восемь работ Петра Дика.

32

Последние статьи

22 июля
19 июля
18 июля
17 июля
16 июля
15 июля
12 июля

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
24 25 26 27 28 29 30
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4