Вышел второй фильм режиссера Кантемира Балагова

В кинотеатрах идет один из главных российских фильмов этого года - «Дылда» (18+) Кантемира Балагова. 27-летний режиссер снова сумел отличиться в Каннах и получить Гран-при на кинофестивале имени Андрея Тарковского. В этот раз он рассказывает о судьбе двух подруг-фронтовичек, которые заново учатся жить в послевоенном Ленинграде 46-го года.

Фильм «Дылда» Кантемира Балагова можно посмотреть далеко не во всех кинотеатрах Самары. Всего четыре кинотеатра в нашем городе оказались готовы поставить в свою афишу российское авторское кино хотя бы по одному сеансу в день. И это, учитывая, что «Дылда» в этом году, скорее всего, окажется самым титулованным российским фильмом, и единственным, который так тепло встретила европейская критика.
В премьерный день, 20 июня, в киноклубе «Треугольник» при кинотеатре «Художественный» на первый показ собрался полный зал, что для клуба уже давно непривычно. «Дылду» очень ждали. И не только благодаря престижной награде «Лучший режиссер» и призу ФИПРЕССИ  на Каннском фестивале в программе «Особый взгляд». «Дылду» ждали, потому что хотели узнать - появился ли в России новый настоящий режиссер или предыдущий фильм Балагова «Теснота» - просто удача. Надо признать, что появился. Главный приз кинофестиваля имени Андрея Тарковского «Зеркало», одного из самых интересных фестивалей современной России, подтвердил успех «Дылды». Хотя к Кантемиру Балагову все еще относятся осторожно и без особых восторгов: часто говорят о его фильмах, что это сильные студенческие работы начинающего режиссера, но не более. Впрочем, кажется, что критики просто не хотят спугнуть новое большое имя в российском кинематографе и специально оговаривают режиссера, чтобы он не зазнался от наград Каннского фестиваля. Ведь у Балагова только два полноценных полнометражных фильма, и оба уже собрали большие награды, в том числе и на европейских фестивалях.
В «Дылде» Балагов остался верен себе и четко прочертил линию своего режиссерского стиля. Мы видим серьезную работу режиссера с цветом и увлеченность посттравматическим синдромом. Снова в центре внимания - девушка. Опять фильм наполнен удушающими объятиями, теснотой, редкими тихими фразами, к которым надо прислушиваться.
Одним из сценаристов «Дылды» наравне с Александром Тереховым и Кантемиром Балаговым значится Светлана Алексиевич. Именно ее книга «У войны не женское лицо» стала вдохновением для молодого режиссера. Как и у Алексиевич, у Балагова война не заканчивается победой и остановкой боевых действий, а еще долго преследует персонажей.
В «Дылде» сюжет разворачивается в Ленинграде через год после Великой Отечественной войны. На первом плане необычно высокая и несуразная блондинка Ия, получившая во время войны контузию. Она живет в комнате большой коммунальной квартиры и ходит на работу в военный госпиталь. При ней живет хрупкий мальчик, которого все принимают за ее сына. Она водит его на работу, и с этим связан один из самых острых драматических моментов фильма: солдаты пытаются играть с мальчиком в угадывание животных - они изображают лай, а ребенок молчит, и тут кто-то говорит: «Откуда ему знать про собак, их всех в войну поели». Или здесь же один из солдат с ампутированной рукой изображает полет птицы. Подобных моментов у Балагова очень много, иногда даже чересчур.  Бывает, что они идеально встраиваются в сюжет, но порой получаются немного театральными. Есть в фильме и момент, где в больницу приезжает высокопоставленная гостья, от лица государства дарит солдатам какие-то маленькие котомки с яблоками и поучает своих помощников: «Самое главное, скажите им спасибо!». И в этот момент один из солдат начинает бурно аплодировать, да так, что у него на груди расходятся швы и начинает идти кровь.
«Дылду» можно даже не просто смотреть, а пересматривать ради каких-то маленьких режиссерских и сценарных жестов. Балагов управляет своим зрителем - здесь нужно всматриваться, замечать, вслушиваться.
«Дылда», конечно, тяжелый, грустный, нельзя сказать красивый, но стильный по исполнению фильм. В российский прокат он вышел в преддверии Дня памяти и скорби, когда принято вспоминать не столько о победе в Великой Отечественной войне, сколько об ужасах и жертвах того времени.

182

Последние статьи

06 декабря
05 декабря
04 декабря
03 декабря
02 декабря

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30