В Самаре представлены изразцы русского и голландского производства, датируемые XVII веком и началом ХХ века

В музее имени Алабина открылась выставка «Свияжский печной изразец». На выставке представлены изразцы как русского, так и голландского производства, датируемые XVII веком и началом ХХ века. Все экспонаты предоставлены Государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником «Остров-град Свияжск».

Печь не только в русской избе, но и во дворце была центром каждого жилого покоя. Всем нам известен фразеологизм «плясать от печки». Основными центрами печного искусства до середины XVII века являлись Москва и Владимир. Именно там разрабатывались новые архитектурные формы отопительных печей и технологии изготовления печных изразцов. На выставке в музее имени Алабина можно увидеть примеры ранних изразцов – безглазурные (терракотовые или красные). Представлены также полихромные, расписные гладкие и гладкие без рисунка.
Красные изразцы, украшенные цветочным орнаментом, сценами охоты либо двуглавым орлом, представлены как фрагментами, так и полностью сохранившимися. Немало терракотовых изразцов было найдено во время археологических раскопок в Свияжске. Как рассказывает выставка, одна из самых удачных находок - практически полностью уцелевшая печь. По-видимому, во время пожара печь полностью провалилась в подпол, благодаря чему и сохранилась до наших дней вместе с украшающими ее глиняными изразцами.
Коллекцию музея, помимо археологических находок, составляют экспонаты, приобретенные и переданные в дар горожанами.
Свияжские печные изразцы являются практически ровесниками города. Сначала их привозили из Москвы, а затем возникло местное свияжское производство. Широкое распространение терракотовых изразцов в XVII веке говорит о расцвете самого города.
В экспозиции также представлены рельефные многоцветные изразцы - их производство началось в середине XVII века, и организовано оно было настоятелем Валдайского Иверского монастыря Никоном (впоследствии патриархом).
В XVII веке мастера из литовских земель привезли с собой секреты изготовления эмалей четырех цветов: белого, бирюзово-зеленого, желтого и синего. Будучи уже патриархом, Никон организовал изразцовое производство в основанном им Ново-Иерусалимском монастыре для украшения Воскресенского собора. Собственно, считается, что расцвет искусства изготовления изразцов связан в первую очередь с реформой патриарха Никона.
Спустя столетие, уже по инициативе Петра Первого, в России начали появляться гладкие живописные изразцы. В частности, на выставке можно увидеть гладкие белые с синей росписью. Сюжеты росписей, как рассказывает выставка, могли быть самыми разнообразными - это мужчины и женщины в костюмах XVIII века и в античных одеждах, «заморские народы», воины, домашние животные. Кроме того, это могли быть сценки из городской или сельской жизни, а также сюжеты шуточного или любовного характера. Нередко изразцы со сценками дополнялись надписями - поговорками, изречениями народной мудрости. В частности, на одном из изразцов выставки можно увидеть султана и склонившегося перед ним слугу, а под картинкой надпись: «Мне он покорен».
На выставке также можно ознакомиться с устройством русской печи, а в центре экспозиции разложены макеты старинных печных образцов с объемным рисунком для тактильного знакомства.

322

Последние статьи

19 июля
18 июля
17 июля
16 июля
15 июля
12 июля
11 июля
10 июля

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30