Самарец Александр Прокофьев создает галерею православных образов

Полвека назад начался его творческий путь. Это человек разнообразных интересов. Пишет стихи и прозу. Как режиссер проводил в Самаре праздники на стадионах, в парках и на набережных. Удивительный резчик по дереву, 35 лет назад он создал творческую мастерскую декоративно-прикладного искусства, которая ныне носит имя архитектора и художника Вагана Каркарьяна - его друга и соратника, ратовавшего за сохранение памятников старой деревянной Самары.

«Дорога в невозможное»

«С детства отец, мудрый человек, предлагал мне вести дневники и записывать впечатления от прочитанного, - вспоминает Александр Васильевич. - Прочитал я множество сказок, легенд, и все это формировало интерес к народной культуре. На меня огромное влияние оказало первое посещение Исакиевского собора и Гелатского монастыря под Кутаиси, который как будто парит в небе среди облаков. Посещение Афона, старых московских храмов и перезвон их колоколов. Огромное количество книг об искусстве и народных ремеслах. Общение с людьми культуры, в том числе с молодыми художниками и музыкантами, которые объединились вокруг ГМК-62. Все это подводило меня к главному делу моей жизни - резьбе по дереву…»
Выпускник прославленного Пензенского художественного училища, тайны этого искусства он осваивал самостоятельно. Наверное, помогли гены - прадед Данила был знатным уральским мастером по малахиту. Кстати, Данила и другие уральские предки стали героями романа Александра Васильевича «Дорога в невозможное», над которым он сейчас работает. Там он описывает и свою судьбу.
Творчество Прокофьева было отмечено множеством наград. Недавно, например, он получил именную губернаторскую премию в номинации «Техническое и народное творчество». Мастер, в свою очередь, вручил губернатору Самарской области Дмитрию Азарову панно с видом старой деревянной Самары XVII века.

«Деревянные артисты»

Небольшая комната самарского резчика, она же мастерская, напоминает музей деревянной скульптуры. Отовсюду с деревянных резных рельефных икон на нас смотрят лики святых. А еще здесь живут чудные деревянные зверюшки и сказочные персонажи… Веселые шуты, бродячие бременские музыканты. Ежик из коры дерева с листиком на иголках, напоминающий героя замечательной мультипликационной сказки Норштейна. Настороженный суслик. Причудливый песик с выразительными глазами, созданный из сосновой ветви. Царевна-лягушка, сказочный колобок, Змей-Горыныч… Все это не просто деревянные скульптурки, но и герои придуманных Прокофьевым представлений для его необычного передвижного театра «И запело дерево…». Всего мастер создал более ста деревянных игрушек для своих спектаклей.
А чтобы они во время представления приходили в движение, автор использует наработанную годами пластику рук. Кстати, среди многих видов творчества, с которыми соприкоснулся Прокофьев, была и пантомима.
Театр - ровесник мастерской Прокофьева. 35 лет их жизни - это сотни мастер-классов и выставок, на которых побывало множество людей от 3 до 93 лет. Это сотни спектаклей по сказкам, легендам и басням. Эти представления, как и передвижные выставки, побывали во множестве больниц, интернатов, в детских колониях.
Как автор Прокофьев тщательно продумывает не только режиссуру и сценарии, но и постановку света, музыкальное оформление, шумовые эффекты с пением птиц и звуками прибоя. А для этого привлекает к постановкам своих друзей, специалистов в различных областях искусства. Все его «деревянные артисты» вызывают улыбку и словно бы заряжают энергией. В этом не раз убеждались зрители, маленькие и большие. Кстати, игрушки, что участвуют в представлении, они могут потрогать, повертеть в руках, почувствовав тепло дерева. Иногда мастер дарит эти игрушки детям, а потом создает новые.
Лечебную силу художественной деревянной миниатюры уже давно подтвердили самарские врачи. А проект Прокофьева «Исцеление красотой» высоко оценил бывший ректор Самарского медицинского университета Геннадий Котельников, выдав ему удостоверение на использование его методов в здравоохранении.
«Весь быт русского народа всегда был тесно связан с деревянным зодчеством, - говорит мастер. - Деревья - они же живые. Выезжая на природу, я общаюсь с ними, и у меня возникает ощущение, что деревья в ответ запели, заговорили со мной. А когда я работаю над деревянными волокнами, обрабатывая их и полируя, то чувствую, что само дерево участвует в этом процессе, помогает мне творить…»

Православные образы

Яркими культурными событиями на прошлогоднем мировом футбольном празднике в Самаре стали выставка галереи православных образов, созданных Александром Васильевичем, и его мастер-классы. К чемпионату мира он поставил себе задачу создать 30 резных деревянных икон. Так и произошло.
Эти иконы он создает последние пятнадцать лет. К этой своей миссии Прокофьев подходил долго. Тщательно изучал жития святых, ездил в монастыри, знакомился с секретами старых мастеров.
Созданные им резные иконы ныне есть на Афоне, в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Они совсем не похожи на те, которые можно сегодня увидеть в большинстве храмов и на православных выставках. Это контурно-пластовая резьба с выразительными рельефными образами без полутонов и светотеней.
Вот они, эти удивительные творения, в комнате мастера. Господь Вседержитель, Казанская Божья Матерь, преподобный Сергий Радонежский, апостолы Марк, Матфей, Петр, Павел… Все эти образы не кажутся застывшими. Они объемны и динамичны. Они словно бы движутся навстречу человеку, который смотрит на них. Глаз зрителя невольно останавливается на каждом штрихе. А взгляд иконописных ликов - возникает ощущение, каждую минуту может чуть-чуть меняться в зависимости от солнечного освещения.
Создавались эти иконы неглубокой резьбой. Никаких склеек. Эта редкая ныне технология напоминает процесс резьбы в Древнем Египте, где во II–I тысячелетии до н. э. это искусство достигло высочайшего уровня. Технология непростая. Нужно почувствовать, как глубоко следует вторгаться в структуру дерева, дабы не нарушить таящуюся в нем красоту. Углубления в дереве получаются разные. И от этого в работе ощущается особая игра тонов. Затем - роспись акварелью, гуашью и специальными составами красок. Краски Прокофьев делает сам по старинным правилам, смешивая их с медом, цветочной пыльцой и минералами.
Тридцать православных образов в этой галерее - не предел. Мастер и сам не знает, когда поставит точку на этом пути. Только-только закончил работу над образом Серафима Саровского. А сейчас создает икону с ликом Иоанна Предтечи.
Его иконы создаются с надеждой, что они помогут ощутить красоту не только обычным людям, но и слепым и тем, у кого очень слабое зрение. Эту красоту можно ощутить, потрогав икону, проведя по ней пальцами. И многие незрячие уже убедились в этом. Одна из слабовидящих самарчанок, побывав на выставке созданий этого мастера, написала в книге отзывов: «Когда я прикасаюсь к резным иконам Александра Прокофьева, ощущение такое, что я всем сердцем прикоснулась ко всей нашей необъятной России».
Самарскому храму Всех Святых мастер передал семь резных икон, созданных как раз для того, чтобы к ним могли подойти и провести руками незрячие люди. И это соприкосновение сопровождается рассказами мастера и батюшки об иконах, к которым пришли прихожане.
Александру Васильевичу скоро исполнится 77. Здоровье, конечно, не то, что в прежние годы. Трудно ходить, ногам требуется лечение. Но это по-прежнему деятельный человек, который как будто заряжает окружающих своей энергией. Он продолжает встречаться в клубе им. Дзержинского с незрячими поклонниками своего таланта. Проводит мастер-классы, читает свои стихи. Кроме того, устраивает выставки деревянной скульптуры и ездит к больным детям, показывая им спектакли со своими удивительными деревянными персонажами.
И мечтает о том, что когда-нибудь в городе появится галерея, в которой созданные им образы православных святых нашли бы достойное место для встречи с самарцами и гостями города.

Иконы, созданные Прокофьевым, ныне есть на Афоне, в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Это необычные иконы -  контурно-пластовая резьба с выразительными рельефными образами

120

Последние статьи

05 декабря
04 декабря
03 декабря
02 декабря

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30