Самарец Александр Прокофьев создает галерею православных образов

Полвека назад начался его творческий путь. Это человек разнообразных интересов. Пишет стихи и прозу. Как режиссер проводил в Самаре праздники на стадионах, в парках и на набережных. Удивительный резчик по дереву, 35 лет назад он создал творческую мастерскую декоративно-прикладного искусства, которая ныне носит имя архитектора и художника Вагана Каркарьяна - его друга и соратника, ратовавшего за сохранение памятников старой деревянной Самары.

«Дорога в невозможное»

«С детства отец, мудрый человек, предлагал мне вести дневники и записывать впечатления от прочитанного, - вспоминает Александр Васильевич. - Прочитал я множество сказок, легенд, и все это формировало интерес к народной культуре. На меня огромное влияние оказало первое посещение Исакиевского собора и Гелатского монастыря под Кутаиси, который как будто парит в небе среди облаков. Посещение Афона, старых московских храмов и перезвон их колоколов. Огромное количество книг об искусстве и народных ремеслах. Общение с людьми культуры, в том числе с молодыми художниками и музыкантами, которые объединились вокруг ГМК-62. Все это подводило меня к главному делу моей жизни - резьбе по дереву…»
Выпускник прославленного Пензенского художественного училища, тайны этого искусства он осваивал самостоятельно. Наверное, помогли гены - прадед Данила был знатным уральским мастером по малахиту. Кстати, Данила и другие уральские предки стали героями романа Александра Васильевича «Дорога в невозможное», над которым он сейчас работает. Там он описывает и свою судьбу.
Творчество Прокофьева было отмечено множеством наград. Недавно, например, он получил именную губернаторскую премию в номинации «Техническое и народное творчество». Мастер, в свою очередь, вручил губернатору Самарской области Дмитрию Азарову панно с видом старой деревянной Самары XVII века.

«Деревянные артисты»

Небольшая комната самарского резчика, она же мастерская, напоминает музей деревянной скульптуры. Отовсюду с деревянных резных рельефных икон на нас смотрят лики святых. А еще здесь живут чудные деревянные зверюшки и сказочные персонажи… Веселые шуты, бродячие бременские музыканты. Ежик из коры дерева с листиком на иголках, напоминающий героя замечательной мультипликационной сказки Норштейна. Настороженный суслик. Причудливый песик с выразительными глазами, созданный из сосновой ветви. Царевна-лягушка, сказочный колобок, Змей-Горыныч… Все это не просто деревянные скульптурки, но и герои придуманных Прокофьевым представлений для его необычного передвижного театра «И запело дерево…». Всего мастер создал более ста деревянных игрушек для своих спектаклей.
А чтобы они во время представления приходили в движение, автор использует наработанную годами пластику рук. Кстати, среди многих видов творчества, с которыми соприкоснулся Прокофьев, была и пантомима.
Театр - ровесник мастерской Прокофьева. 35 лет их жизни - это сотни мастер-классов и выставок, на которых побывало множество людей от 3 до 93 лет. Это сотни спектаклей по сказкам, легендам и басням. Эти представления, как и передвижные выставки, побывали во множестве больниц, интернатов, в детских колониях.
Как автор Прокофьев тщательно продумывает не только режиссуру и сценарии, но и постановку света, музыкальное оформление, шумовые эффекты с пением птиц и звуками прибоя. А для этого привлекает к постановкам своих друзей, специалистов в различных областях искусства. Все его «деревянные артисты» вызывают улыбку и словно бы заряжают энергией. В этом не раз убеждались зрители, маленькие и большие. Кстати, игрушки, что участвуют в представлении, они могут потрогать, повертеть в руках, почувствовав тепло дерева. Иногда мастер дарит эти игрушки детям, а потом создает новые.
Лечебную силу художественной деревянной миниатюры уже давно подтвердили самарские врачи. А проект Прокофьева «Исцеление красотой» высоко оценил бывший ректор Самарского медицинского университета Геннадий Котельников, выдав ему удостоверение на использование его методов в здравоохранении.
«Весь быт русского народа всегда был тесно связан с деревянным зодчеством, - говорит мастер. - Деревья - они же живые. Выезжая на природу, я общаюсь с ними, и у меня возникает ощущение, что деревья в ответ запели, заговорили со мной. А когда я работаю над деревянными волокнами, обрабатывая их и полируя, то чувствую, что само дерево участвует в этом процессе, помогает мне творить…»

Православные образы

Яркими культурными событиями на прошлогоднем мировом футбольном празднике в Самаре стали выставка галереи православных образов, созданных Александром Васильевичем, и его мастер-классы. К чемпионату мира он поставил себе задачу создать 30 резных деревянных икон. Так и произошло.
Эти иконы он создает последние пятнадцать лет. К этой своей миссии Прокофьев подходил долго. Тщательно изучал жития святых, ездил в монастыри, знакомился с секретами старых мастеров.
Созданные им резные иконы ныне есть на Афоне, в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Они совсем не похожи на те, которые можно сегодня увидеть в большинстве храмов и на православных выставках. Это контурно-пластовая резьба с выразительными рельефными образами без полутонов и светотеней.
Вот они, эти удивительные творения, в комнате мастера. Господь Вседержитель, Казанская Божья Матерь, преподобный Сергий Радонежский, апостолы Марк, Матфей, Петр, Павел… Все эти образы не кажутся застывшими. Они объемны и динамичны. Они словно бы движутся навстречу человеку, который смотрит на них. Глаз зрителя невольно останавливается на каждом штрихе. А взгляд иконописных ликов - возникает ощущение, каждую минуту может чуть-чуть меняться в зависимости от солнечного освещения.
Создавались эти иконы неглубокой резьбой. Никаких склеек. Эта редкая ныне технология напоминает процесс резьбы в Древнем Египте, где во II–I тысячелетии до н. э. это искусство достигло высочайшего уровня. Технология непростая. Нужно почувствовать, как глубоко следует вторгаться в структуру дерева, дабы не нарушить таящуюся в нем красоту. Углубления в дереве получаются разные. И от этого в работе ощущается особая игра тонов. Затем - роспись акварелью, гуашью и специальными составами красок. Краски Прокофьев делает сам по старинным правилам, смешивая их с медом, цветочной пыльцой и минералами.
Тридцать православных образов в этой галерее - не предел. Мастер и сам не знает, когда поставит точку на этом пути. Только-только закончил работу над образом Серафима Саровского. А сейчас создает икону с ликом Иоанна Предтечи.
Его иконы создаются с надеждой, что они помогут ощутить красоту не только обычным людям, но и слепым и тем, у кого очень слабое зрение. Эту красоту можно ощутить, потрогав икону, проведя по ней пальцами. И многие незрячие уже убедились в этом. Одна из слабовидящих самарчанок, побывав на выставке созданий этого мастера, написала в книге отзывов: «Когда я прикасаюсь к резным иконам Александра Прокофьева, ощущение такое, что я всем сердцем прикоснулась ко всей нашей необъятной России».
Самарскому храму Всех Святых мастер передал семь резных икон, созданных как раз для того, чтобы к ним могли подойти и провести руками незрячие люди. И это соприкосновение сопровождается рассказами мастера и батюшки об иконах, к которым пришли прихожане.
Александру Васильевичу скоро исполнится 77. Здоровье, конечно, не то, что в прежние годы. Трудно ходить, ногам требуется лечение. Но это по-прежнему деятельный человек, который как будто заряжает окружающих своей энергией. Он продолжает встречаться в клубе им. Дзержинского с незрячими поклонниками своего таланта. Проводит мастер-классы, читает свои стихи. Кроме того, устраивает выставки деревянной скульптуры и ездит к больным детям, показывая им спектакли со своими удивительными деревянными персонажами.
И мечтает о том, что когда-нибудь в городе появится галерея, в которой созданные им образы православных святых нашли бы достойное место для встречи с самарцами и гостями города.

Иконы, созданные Прокофьевым, ныне есть на Афоне, в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Это необычные иконы -  контурно-пластовая резьба с выразительными рельефными образами

104

Последние статьи

22 июля
19 июля
18 июля
17 июля
16 июля
15 июля
12 июля

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30