Связь на дорогах Афганистана

День военного связиста - это праздник всех тех, кто имеет отношение к войскам или подразделениям связи в Российской армии. Его отмечают 20 октября. В этот день сто лет назад как самостоятельное подразделение были образованы специальные войска связи РСФСР.

Наш герой Василий Гончаров окончил Кемеровское высшее военное командное училище связи (1973 г.), Военную академию связи (1987 г.). Служил в войсках связи ВС (СГВ - Польша, Латвия, Афганистан, Литва, г. Ленинград, г. Ульяновск). Участник боевых действий в ДРА (1981–1984 гг.) на должностях командира роты отдельного радиорелейно-кабельного батальона и начальника связи 278-й отдельной дорожно-комендантской бригады. Преподаватель Ульяновского высшего военного училища связи (1987–1993 гг.). Подполковник в отставке. Вот что он вспоминает...

Год столетия войск связи для участников боевых действий в Афганистане памятен ещё двумя датами. В феврале отметили 30-летие завершения выполнения задач 40-й армии в Афганистане, а в декабре исполняется сорок лет со дня начала выполнения этих задач.

Многие тысячи военных связистов прошли через горнило этой войны. С декабря 1981-го по март 1984 гг. я также проходил службу в Афганистане. Мою службу в ДРА можно разделить на два периода. Первый - в должности командира роты, запомнился выполнением ряда ответственных задач, таких как обеспечение связи первому замминистра обороны СССР маршалу Соколову С. Л., успешное отражение нападения противника на колонну спецтехники на маршруте Термез — Кабул, через перевал Саланг и участие в других операциях.

Наиболее ответственным и трудным был второй период службы на должности начальника связи 278-й отдельной дорожно-комендантской бригады (одкбр), которая была сформирована и введена в состав 40-й армии в апреле 1983 г., на основании директивы ГШ, для обеспечения безопасности и прохождения военных колонн на главном автотранспортном маршруте, который связывал г. Кабул и речной порт в г. Хайратон на советско-афганской границе.

Основными задачами соединения являлись: регулирование движения и диспетчерский контроль прохождения колонн на дороге, обеспечение безопасности при пропуске колонн через перевал Саланг, ведение разведки с целью выявления групп мятежников, расчистка дорог от снежных лавин и камнепадов, эвакуация убитых, раненых и неисправной техники.

Для выполнения этих задач необходимо было организовать и обеспечить связь на всех уровнях управления. Дорога протяженностью 516 км была разбита на батальонные, ротные и взводные участки, организовано 17 диспетчерских пунктов (ДП), 49 постов регулирования, из них 14 подвижных на БТР. Для обеспечения связи в бригаде имелись радиостанции Р-140 (5 шт.), КШМ Р-142 (14 шт.), 55 радиостанций на БТР, переносные радиостанции, проводные средства связи.

Здесь необходимо отметить, что подобное соединение было сформировано впервые в ВС, отсутствовал опыт выполнения задач дорожно-комендантской службы в условиях боевых действий, в сложных климатических условиях горно-пустынной местности. Всё это в равной степени относилось и к организации и обеспечению связи. Слаженность подразделений связи и приобретение опыта происходило в ходе выполнения боевых задач. Несмотря на это, благодаря каждодневному труду, упорству и, не побоюсь этого слова, подвигу подчиненных, мы выполнили поставленную задачу. Хочется привести несколько примеров, назвать имена некоторых из них.

Я очень благодарен своим главным помощникам, начальникам связи батальонов лейтенантам В. Ковалеву, Ю. Рыжову, старшему лейтенанту А. Буханцову. Однажды зимой в районе Уланга (южная часть перевала Саланг) сошедшая снежная лавина сорвала с опор железобетонный мост через горную реку. Были выведены из строя и проводные линии связи, проложенные по нему между постами дорожно-комендантской службы и боевого охранения. На дороге остановились колонны, которые могли стать мишенью для душманов. Лейтенант Ковалев оперативно организовал связь между ДП, охранением и колоннами по радио, что в условиях горной местности возможно лишь умело маневрируя частотами и меняя местоположение станций. Бандиты действительно пытались напасть на неподвижные колонны, но воины-дорожники во взаимодействии с подразделениями охраны отразили их набеги. Общему успеху в немалой степени способствовало то, что имелась надёжная связь, обеспеченная подчинёнными лейтенанта Ковалёва.

Многое сделал для поддержания бесперебойной связи на южном участке дороги лейтенант Рыжов. Постоянно выезжая на ДП, его экипаж БТР неоднократно подвергался обстрелам бандитов. Во время одного из нападений граната, выпущенная душманом, пробила бензобак. Офицер был контужен, но вместе с экипажем отразил нападение противника. После госпиталя лейтенант Рыжов вернулся в часть и продолжал выполнять служебные обязанности.

Старший лейтенант Буханцов, ответственный за организацию связи на северном участке дороги, отличался знанием техники связи и автотранспорта, мог в полевых условиях отремонтировать радиостанцию или агрегат питания. Свои знания и опыт он умело передавал подчинённым, у которых пользовался большим авторитетом. Я всегда был уверен: там, где старший лейтенант Буханцов, там будет связь, будет порядок. В мое отсутствие он успешно выполнял обязанности НС бригады.

Трудно перечислить всех воинов-связистов, кто своим ратным трудом принимал участие в обеспечении безопасности движения на дорогах Афганистана, это младшие сержанты Понаморёв, Сухарев, Максаков, Землянко, Левченко, рядовые Кондратенко, Ермолов и многие другие.

Не могу не сказать добрых слов в адрес офицеров отдела связи армии, без помощи которых невозможно было в короткие сроки организовать и обеспечить связь в специфических условиях бригады. Особую благодарность испытываю к НС армии генерал-майору Судилову В.Е. за оказанное доверие и всестороннюю поддержку в трудный период формирования бригады. Горжусь тем, что свой боевой орден я получил из его рук. Горжусь тем, что служил под командованием отличного офицера, прекрасной души человека, первого комбрига полковника Дударенко Л.А.

К сожалению, на войне не бывает без потерь боевых друзей, подчинённых, сослуживцев. Я навсегда сохраню в своем сердце память о хорошем человеке, командире тропосферной роты, капитане Евгении Четвертных, с которым две зимы жили в одной палатке, делили радости и горести, погибшем за неделю до замены. Светлая память воинам связистам-дорожникам, не вернувшимся с войны: рядовым Саломатову М.М., Гаврилову Т.Г., Медведеву Л.А., младшим сержантам Васильеву А.Д., Пивоваренко Л.А.

После окончания службы в Афганистане я окончил академию в г. Ленинграде и преподавал в Ульяновском ВВКУС, передавая опыт, в том числе полученный в Афганистане, будущим офицерам-связистам.

Командно-преподавательский состав, служащие проделывали большую работу по подготовке офицеров-связистов для ВС. Невозможно перечислить всех, но не могу не назвать тех, с кем выпала честь близко общаться во время службы в училище или преподавать на одной кафедре. Это начальник училища генерал-майор Муратханов С.М., полковники Гросс А.А., Казанцев В.И., Пискарёв Л.Н., Украинцев Ю.Д., Коровин В.Я., подполковники Шабаев В.И., Чистяков А.И., Рыжов В.И., Лебедев А.В., Савельев А.В., Исаков В.А., Юдаев В.В. и многие другие.

В канун славного юбилея - столетия войск связи, хочется пожелать ветеранам, всем воинам-связистам крепкого здоровья, успехов в ратном труде на благо Родины.

Василий Гончаров родился 19 июня 1952 г. в г. Киселёвске Кемеровской области. Окончил Кемеровское высшее военное командное училище связи им. Маршала войск связи И.Т. Пересыпкина (1973 г.). Служил в войсках связи Вооружённых сил СССР, должности - от командира взвода до начальника связи соединения (ПНР, Латвия, Афганистан, Литва, города С.-Петербург, Ульяновск).

Участник боевых действий в ДРА (1981-1984 гг.). На территории ДРА в должности командира тропосферной роты обеспечивал связь командующему 40-й армии с командованием военного округа и Министерством обороны СССР.

 

Удостоен ордена за успешное отражение нападения противника на колонну спецтехники на маршруте Термез-Кабул через перевал Саланг, без потерь техники и личного состава и участие в других операциях.

 

В 1983-1984 гг. был начальником связи дорожно-комендантской бригады. Отвечал за обеспечение бесперебойной связи на трассе Термез-Кабул, где шли основные передвижения советских войск на территории Афганистана. Дорога имела важнейшее стратегическое значение, её наиболее ответственным участком был перевал Саланг.

 

Награждён орденом «За службу Родине в Вооружённых силах СССР» 3-й степени (за боевые действия), двадцатью медалями, медалью ДРА "Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа", грамотой президиума Верховного Совета СССР, ценными подарками командования.

Подполковник в отставке. После увольнения из Вооружённых сил работал начальником отдела Ульяновского городского Совета народных депутатов.

 

В 1990 г. В.И. Гончаров избран депутатом Ульяновского городского Совета народных депутатов (последний созыв), членом президиума Ульяновского горсовета, членом Малого совета, председателем комиссии по делам военнослужащих Ульяновского горсовета народных депутатов. Решал вопросы жизнеобеспечения войск гарнизона. Принимает участие в работе общественных организаций «Боевое братство», «Союз офицеров» и др.

Участвовал в радиоэкспедиции «Победа», отмечен дипломом Федерации радиоспорта СССР и редакции журнала «Радио».

За общественную и военно-патриотическую работу неоднократно награждался медалями Комитета по делам воинов-интернационалистов.

 

42

Последние статьи

22 августа
21 августа
20 августа
16 августа
15 августа
14 августа
13 августа
12 августа

Архив Губерния

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30