Проблемы, возникавшие во время строительства тольяттинского завода, решались на самом высоком уровне

Строительство ВАЗа дало толчок развитию многих производств и внедрению новшеств в различных отраслях народного хозяйства страны
Строительство ВАЗа дало толчок развитию многих производств и внедрению новшеств в различных отраслях народного хозяйства страны

В Самарской области идет подготовка к 50-летию со дня выпуска первого автомобиля на Волжском автомобильном заводе и к 70-летию со дня образования дважды орденоносного Куйбышевгидростроя (КГС), который построил крупнейшее в СССР автопредприятие. «Волжская коммуна» при содействии ветеранов КГС и ВАЗа продолжает рассказывать о том, как возводился Волжский автомобильный завод и связанная с ним инфраструктура.

Аргументы Семизорова

Как вспоминают ветераны, январь 1967 года выдался снежным и морозным. Дорога, проложенная от Хрящевского шоссе до базы будущего автозавода, была загружена грузовиками круглые сутки. В конце 1966-го сдали столовую на 500 мест. Этот объект стал первым теплым уголком на ВАЗе, поэтому руководство, посещавшее стройку, обязательно в нее заглядывало.

Работы шли непросто: проекты многих объектов были новыми. Были проблемы, связанные с перебазированием десятков строительных и монтажных управлений, их обустройством. Поэтому возникло предложение для строительства ВАЗа создать еще одну структуру, в помощь Куйбышевгидрострою. Этот вопрос поднимался на совещании у члена Политбюро ЦК КПСС Андрея Кириленко, который тогда курировал промышленность.

Как впоследствии вспоминал руководитель КГС Николай Семизоров, во время разговора в Центральном комитете Кириленко выступил на стороне тех, кто планировал создать новую организацию. Пришлось с ним поспорить.

«Создавать новую организацию – значит потерять три года. Пока будет построена производственная база, пока коллектив окрепнет...» - привел аргументы Николай Федорович. В итоге Семизоров отстоял свою точку зрения.

Прямое финансирование

Организацией управления стройкой занимались руководители всех рангов. Постоянно курировал объект заместитель предсовмина СССР Владимир Новиков. А замминистра энергетики Александр Александров практически безвыездно находился в Тольятти.

К концу первого квартала 1967 года начала поступать проектно-техническая документация на основные объекты ВАЗа. К весне начали рыть котлованы главного корпуса, корпуса вспомогательных цехов, приступили к строительству очистных сооружений.

Очень важным было утвержденное на уровне Совмина и Госстроя СССР решение о параллельном проектировании и строительстве, не дожидаясь утверждения проектного задания. Это давало возможность срочно выдавать частями чертежи фундаментов корпусов, а также право на начальное финансирование стройки и оплату работ по локальным рабочим сметам, без объектовых и сводных расчетов. А ресурсы благодаря постановлению правительства СССР поступали в Тольятти напрямую через Госплан.

«Строительство ВАЗа дало толчок развитию многих производств и внедрению новшеств в различных отраслях народного хозяйства страны», - вспоминает председатель общественного Совета ветеранов Куйбышевгидростроя Алексей Волков.

Перевозки и жилье

Большой проблемой была перевозка рабочих на стройплощадку. Многие строители и монтажники жили в Жигулевске, и с каждым днем рабочих становилось все больше. Автобусов не хватало. Стали использовать крытые брезентом ГАЗ-51 и бортовые ЗИЛы, в которых устанавливали фанерные полубудки со скамейками. Утром, после того как привозили рабочих, будки снимали, машины использовались для перевозки материалов, а вечером будки ставили обратно.

«Люди из Жигулевска и Центрального района Тольятти выезжали на работу в шесть утра. К 17.00 приезжала вторая смена, в это же время забирали первую, - рассказывает Волков. - Только после этого уезжали домой инженерно-технические работники - у них рабочий день длился с 8.00 до 20.00».

Надо отдать должное руководителям Куйбышевгидростроя: сразу после выхода постановления правительства о строительстве ВАЗа, не имея ни утвержденных проектов, ни финансирования, КГС начал возводить в Центральном районе 25 сверхплановых пятиэтажных домов.

В различных инстанциях рассматривался вопрос, сколько надо строить жилья в будущем, под расселение работающих на заводе. Расчет был такой: 100 тысяч человек – градообразующий контингент вазовцев, вместе с семьями – не менее 350 тысяч. При минимальной норме 9 кв. м на человека всего потребуется 3 млн кв. м жилья. Кроме того, нужно было обеспечить квартирами работников городской инфраструктуры (транспортников, учителей, врачей и т.д.).

Николай Семизоров и гендиректор строящегося завода Виктор Поляков договорились ни в коем случае не возводить никаких времянок. И впоследствии проектировались и строились только 5-, 9-, 12-этажные дома.

Срочно приступили к строительству домостроительного комбината мощностью 340 тысяч кв. м в год. Времени на все про все было мало. Поэтому пришлось привлечь для застройки нового Тольятти около десяти градостроительных десантов из других регионов, в том числе из Москвы.

Выражаем благодарность за помощь в создании материала председателю общественного Совета ветеранов Куйбышевгидростроя Алексею Волкову.

16

Последние статьи

19 июля
18 июля
17 июля
16 июля
15 июля
13 июля

Архив Общество

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2