В «Горький центре» открылась выставка автохромов Леонида Андреева

Основу выставки составила коллекция автохромов писателя Леонида Андреева из Орловского литературного музея. На первых цветных фотографиях начала ХХ века - портреты родственников писателя, его автопортреты, дом, пейзажи, кадры из путешествий по Италии.

Писателя Андреева называют первым русским экспрессионистом, ставя в один ряд с такими авторами, как Франц Кафка и Густав Майринк. Не трудно уловить и экзистенциальное начало в его произведениях, наполненных философскими и культурными идеями, кодами. «Жизнь Василия Фивейского», «Рассказ о семи повешенных», «Иуда Искариот» - широкое поле для исследований, в том числе для психологов и философов. Произведения трагические, невероятной глубины и силы воздействия.

«Он пугает, а мне не страшно», - отзывался о творчестве Андреева Лев Толстой. По воспоминаниям современников, речь шла о рассказе «Бездна». Но каким же был Андреев?

Выставка не просто развеивает ошибочное мнение о мрачности автора и его трагическом восприятии жизни, но вызывает удивление, а порой шок. Организаторы выставочного пространства подготовили для посетителей темную комнату, предлагая сначала взглянуть на черные буквы текста на светящемся экране (к примеру, из рассказа «Красный смех»), а затем посмотреть на противоположную сторону. И там, к своему удивлению, гости обнаруживают идеалистическую картинку - цветной снимок – автохром семейства Андреевых. В белоснежных одеждах дети, взрослые, многочисленные племянники. Все они сидят на пригорке, усыпанном цветами. Такой контраст оказывает потрясающее воздействие. Светит солнце, за спинами сидящих плывут облака. И вместе с мрачными, страшными текстами это никак не складывается в единое целое.

Сотрудники «Горький центра» и в целом оформили выставочное пространство, играя на контрастах: стеклянные пластины с текстом, поднимающим темы смерти, бесчеловечности и жестокости, и рядом - фотографии, напоминающие живопись импрессионистов – свет, тень, блики солнца и волн, улыбки, беззаботность и ленность…

«Создание первых цветных фотографий было процессом невероятно сложным и дорогостоящим, - рассказывает сотрудник музея Илья Приданцев. - У Андреева в его огромном доме в Финляндии была специальная лаборатория, которую домашние в шутку называли «Палата № 6». Он посвящал автохрому огромное количество времени, можно сказать, был фанатиком».

Большую часть снимков автор сделал с 1910 по 1914 годы, это самый благополучный и счастливый период жизни Андреева. В это время он проживал в Финляндии, на берегу Черной Речки. Просторный дом состоял из 15 комнат, была также огромная деревянная башня, про которую журналисты писали, что автор скрывается там от своих поклонниц.

Помимо портретов друзей, родственников, а также домашнего интерьера и впечатлений от Италии, на снимках запечатлено еще одно из увлечений Андреева – это домашняя флотилия. Так как человеком он был весьма обеспеченным, то мог позволить себе несколько маленьких лодочек и несколько яхт. В числе автохромов есть и созданные во время путешествий по Финскому заливу.

На выставке представлено 56 работ из Орловского литературного музея. Всего же сохранилось около четырехсот пластин автохромов Андреева. Все они хранятся в Англии, где по сей день живут его родственники.

17

Последние статьи

13 декабря
12 декабря
11 декабря

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 31
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5