В музее Новосемейкино собраны уникальные свидетельства истории края

Дом культуры в поселке Новосемейкино, второй этаж. Дверь с табличкой «Клуб краеведения». По сути, это давно уже музей. Его руководитель, Альбина Владимировна Бирюкова, приглашает нас ознакомиться с экспонатами, и мы окунаемся в прошлое.

Крупнейшие в мире серные кристаллы

Изначально, с 1970 года, это был музей истории Куйбышевского серного завода. Понятно, что эта веха в истории поселка в музее занимает достойное место. Мы видим здесь самые разнообразные образцы серной породы.

Добыча серы и гипса велась в этих местах еще с 50-х годов позапрошлого века. А в 30-е годы прошлого века рядом с поселком было открыто Водинское месторождение, где обнаружили большие запасы этих ископаемых. В этих карьерах, кстати, были найдены самые крупные в мире кристаллы самородной серы размером более 30 см.

Благодаря строительству завода в 1933-1935 годах количество жителей в Новосемейкино увеличилось почти в десять раз – специалисты приезжали со всей страны. А в 1959-м Новосемейкино был присвоен статус поселка городского типа. Серный завод закрылся здесь в конце 1990-х, оставив после себя несколько крупных карьеров, которые постепенно зарастают деревьями. А один из них начали использовать под свалку твердых бытовых отходов.

Путешествие в прошлое

После закрытия серного завода прервалась и жизнь музея. Вновь он был открыт в 1999 году. И здесь было собрано множество материалов по истории поселка. Весомую лепту в это дело вложила краевед Вера Даныш, работавшая в музее на общественных началах. На основе документальных свидетельств она написала книгу об истории Новосемейкино, с которой можно познакомиться в музее.

Сейчас поселок застроен 2-х и 5-этажными домами 1950-1970 годов, вокруг - частный сектор. К сожалению, от исторических строений раннего периода истории поселка ничего не осталось.

Не дожило до наших дней и историческое здание храма. Первую церковь здесь возвели в 1848 году. Деревянное здание к концу позапрошлого века обветшало. В 1900 году начали возводить новую церковь, в честь Косьмы и Дамиана. Она строилась 16 лет. Но в середине тридцатых церковь, как водится, разрушили. Нынешнее здание церкви Косьмы и Дамиана возвели уже в начале нынешнего века.

Откуда название – Новосемейкино? Есть версия. В те времена, когда крестьяне заселяли берега реки Сок и окрестности села Красный Яр, их местные жители называли «семейками».

Как рассказывает Альбина Владимировна, в музее есть рукописи местных жителей, которые исследовали историю своего рода, расспрашивая бабушек и дедушек и обращаясь в архивы. Руководитель музея мечтает, что когда-нибудь появится финансовая возможность опубликовать эти записи, по которым можно было бы судить о подлинной истории нашей Родины, малой и большой.

«Одна из жительниц с помощью архивов проследила родословную своей семьи аж до 1716 года, - рассказывает Альбина Владимировна. - Когда в середине прошлого века разбирали один из старых домов на улице Советской, нашли зарубку 1750 года. И один из местных старожилов сказал, что это дом его предков, которые прибыли из Пензенской губернии. Приехали тогда сюда пятнадцать мордовских крестьянских семей. И осели здесь, построив себе дома. Однако записи о селе есть и более ранние. Вначале его жителями были в основном мордовские семьи. Но потом, конечно, национальный состав расширился – появились и русские, и армяне, и украинцы».

О быте людей, живших в Новосемейкино прежде, можно судить по многочисленным экспонатам музея. Тут и плуг, который местные жители принесли с приемки металла, и массивные старинные утюги, и маслобойка, и стиральная доска, и катушечный магнитофон образца 1964 года.

Вот экспонат, которым руководитель музея очень дорожит – экземпляр санкт-петербургского журнала «Пробуждение», датируемый 1911 годом. А там - рассказы, стихи, репродукции картин, научные статьи. Журнал в свое время считался редким по изяществу оформления и глубокому содержанию.

А вот этот экспонат принесла местная бабушка - солдатский походный фанерный сундук, с которым ее отец прошел Первую мировую войну. Потом эта вещь много лет хранилась у нее в сарае.

В музее можно представить, как одевались в старину мордовки. Один из музейных уголков предоставлен куклам в национальной одежде – их сотворила местная мастерица Валентина Александровна Денисюк.

«Я очень люблю старые фотографии, - говорит Альбина Владимировна, - и у нас уже собрано множество альбомов с ними. Часть снимков можно увидеть на выставке в музее. Мне кажется, это очень интересно – вглядываться в эти лица, в старинные красивые платья с невероятными рукавами. Эти наряды, мне кажется, годятся для экранизации какого-нибудь классического романа...»

«Белые» пришли – грабят…»

Немало любопытных страниц из истории Новосемейкино и всего нашего края приоткрывается, например, в воспоминаниях бывшей земской учительницы Надежды Федоровны Шляковой, хранящихся в музее.

Вот что вспоминала она о ранней истории земской школы. «По зарубке на парадной двери указывается год – 1866, 26 августа. Но что это значит, даже отец мой — заведующий этой школой с 1896 года Шляков Федор Афанасьевич - точно не знал. Как вспоминали старики, в том году для школы свозились сосновые балки и кирпич для фундамента, а заложили ее в 1870 году. Занятия начались только в 1875-м. Большинство детей ходили в школу в лаптях или в ступнях на колодках, чтобы не замочить ноги весной и осенью. В школе разувались, ставили под вешалкой свою обувь. Но дети богачей ходили в сапогах, а зимой в валенках…»

Во время Гражданской войны, в 1918 году, власть в Новосемейкино 17 раз переходила - то к «белым», то к «красным».

Вот как вспоминала об одном из таких моментов Надежда Федоровна. «К ночи явились все бежавшие из Самары офицеры со своими полковыми дамами и потребовали собрать по селу перины с подушками и новыми одеялами... На ночь разбрелись офицеры со своими дамами. А в школе остались холостые, которые вежливо попросили пригласить к ним вдовушек или девиц. Но кто пойдет добровольно? Тогда решили приводить силой, но нашлись девицы легкого поведения, которые пришли сами. А наутро офицеры предложили населению принести им жареных кур, поросят и яиц. В школе шел пир горой, только успевай греть самовары да посуду мыть. Недолго гуляли, явились верховые, предупредили о чем-то, и гости наши стали складываться, забирать с собой продукты и вещи, награбленные за ночь... Дня 2-3 было затишье. Потом явились перед заходом солнца чехословаки, кутили пять дней. Ушли на Водино, забрав хороших лошадей, несколько коров и молодых мужчин. Люди вернулись через двое суток, но без лошадей...»

Но и после того, как военные события в округе затихли, и селу, и школе жилось трудно, вспоминает Шлякова. Сначала - эпидемия сыпного тифа, затем голод. Так что в 1921-м на какое-то время школу вообще закрыли…

Тайны радиовышки

Один из любопытных экспонатов – макет радиовышки. Рядом - экспозиция, посвященная радиоцентру им. А. Попова, который был построен в поселке во время Великой Отечественной войны. Подземная радиостанция (в документах ее называли объект №15) была тогда самой мощной в мире. В годы войны именно отсюда звучало на весь мир: «Говорит Москва!» и читал сводки «Совинформбюро» пробирающий до дрожи голос диктора Юрия Левитана.

Но с этим объектом связаны не только великие, но и трагические страницы в истории страны. В музее можно увидеть обломки самолета ТБ-3, доставлявшего в Куйбышев детали для оборонной промышленности и врезавшегося 16 ноября 1942 года в одну из антенн радиостанции. Весь экипаж самолета и все, кто находились на борту, погибли.

С мая 2005 года радиоцентр прекратил свою работу. А в июле 2010-го радиомачты были снесены. Но до сих пор осталось подземное здание, где находились технические помещения. И любопытствующие люди нет-нет, да и проникают туда, хотя здание сегодня заброшено, и там очень холодно…

Подземная радиостанция в Новосемейкино  была самой мощной в мире. В годы войны именно отсюда звучал на весь мир голос диктора Юрия Левитана, читавшего сводки «Совинформбюро»

Когда в середине прошлого века разбирали один из старых домов на улице Советской, нашли зарубку 1750 года. И один из старожилов сказал, что это дом его предков

В музее есть рукописи местных жителей, которые исследовали историю своего рода, расспрашивая бабушек и дедушек и обращаясь в архивы

87

Последние статьи

21 августа
20 августа
19 августа
16 августа
15 августа

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 31
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5